Почти обязательным считается, что при работе с поэтическим текстом необходимо указать его стихотворный размер. Для ребят это очень часто представляет сложность.
Пример.
14. Укажите размер, которым написано стихотворение Г. Р. Державина «Памятник» (без указания количества стоп).
Ответ:____________________________
Подробный разбор задания 14 вы можете посмотреть на видео.
Справочный материал
СТИХОТВОРНАЯ РЕЧЬ
Речь бывает прозаическая и стихотворная. Стихотворная отличается от прозаической своей ритмичностью.
Ритм – это закономерное повторение каких либо явлений.
Стихотворный ритм – равномерное чередование ударных и безударных слогов.
Стихотворная речь выделяется своим ритмическим построением и музыкальностью. Всякое слово, которое мы произносим, обязательно несет на себе ударение. В слове, как известно, чаще всего несколько слогов и один из них ударный. Если в прозаическом тексте не имеет значение расположение слов, то в стихотворном тексте слова строго организованы. Стихотворные строки отличаются организованностью, размеренным и правильным чередованием ударных слогов с неударными, т.е. ритмичностью.
Определите схему одного предложения:
«Ма́рья Гаври́ловна была́ воспи́тана на францу́зских рома́нах» (А. С. Пушкин «Метель»).
_́ _ _ _́ _ _ _ _́ __́ _ _ _ _ _́ _ _ _́ _
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19
Это речь прозаическая, так как в ней ударения чередуются неравномерно. А теперь составим схему одного из стихотворений А. С. Пушкина:
Бу́ря мгло́ю не́бо кро́ет
_́ _ _́ _ _́ _ _́ _
1 2 3 4 5 6 7
В этом стихе ударение чередуется равномерно. Ударный слог следует через один безударный. Это речь стихотворная.
Стихотворная речь разделяется почти всегда на строки, которые называются стихами.
Запомните еще одно определение:
Стопа – это сочетание одного ударного слога с одним или двумя безударными. Возьмем отрывок из стихотворения «Зимняя дорога» А. С. Пушкина:
По́ доро́ге зи́мней, ску́чной
Тро́йка бо́рзая бежи́т
Представим схему этих строк:
_́ _ |_́ _ |_́ _ |_́ _
_́ _ |_́ _ |_ _ |_́
После ударного слога следует неударный, они чередуются в определенном порядке. Вы, вероятно, заметили, что все слова разбиваются на группы, в каждой из которых ударный слог сочетается с неударным. Такая группа носит название стопы. В зависимости от количества слогов стопа может быть двусложной и трехсложной. В нашем примере стопа двусложная. Порядок расположения ударных и неударных слогов называется размером. Василий Тредиаковский и Михайло Ломоносов еще в 18 веке выделили две двусложные стопы (ямб и хорей) и три трехсложные стопы (дактиль, амфибрахий и анапест).
ДВУСЛОЖНЫЕ РАЗМЕРЫ СТИХА
Если ударение падает на первый слог в двусложной стопе, то этот размер носит название хорей (|_́ _|). Стихотворение А.С. Пушкина «Зимняя дорога» написано хореем. Второй двусложный размер – ямб. Ударение в этом случае падает на второй слог: сначала слог неударный, а потом – ударный. Вот строки из стихотворения А. С. Пушкина «Зимнее утро»:
Моро́з и со́лнце! Де́нь чуде́сный!
Ещё ты дре́млешь, дру́г преле́стный…
На схеме это стихотворение выглядит так:
_ _́ | _ _́ | _ _́ | _ _́ | _
_ _́ | _ _́ | _ _́ | _ _́ | _
Это стихотворение написано ямбом.
ТРЕХСЛОЖНЫЕ РАЗМЕРЫ СТИХА
Существуют и трехсложные размеры. Они отличаются от хорея и ямба тем, что в их стопе не два, а три слога. Вот строки из стихотворения П. А. Вяземского «Зима»:
Но по́здняя о́cень наста́нет:
Приро́да соста́рится вдру́г;
С днём ка́ждым все вя́нет, все вя́нет,
И но́ет в ней та́йный неду́г.
Схема этого стихотворения такова:
_ _́ _ | _ _́ _ | _ _́ _
_ _́ _ | _ _́ _ | _ _́
Как видим, здесь повторяются группы из трех слогов: безударный, ударный, безударный, т.е. ударный является второй слог. Такой трехсложный размер называется амфибрахием.
Рассмотрим строчки лермонтовского стихотворения «Тучи»:
Ту́чки небе́сные, ве́чные стра́нники!
Сте́пью лазу́рною, це́пью жемчу́жною
Расставим ударение и изобразим схему:
_́ _ _ | _́ _ _ | _́ _ _ | _́ _ _
Ударение падает на первый слог, а за ним следуют два безударных слога. Трехсложный размер с ударением на первом слоге называется дактилем.
И еще один пример: стихотворение Н. А. Некрасова «Тройка»:
Что так жа́дно гляди́шь на доро́гу
В стороне́ от весёлых подру́г?
Схема этого размера:
_ _ _́ | _ _ _́ | _ _ _́ |_
В этой стопе, состоящей из трех слогов, ударный слог третий. Это – анапест. Таким образом, дактиль – это трехсложная стопа с ударением на первом слоге. Амфибрахий – трехсложная стопа с ударением на втором слоге. Анапест – трехсложная стопа с ударением на третьем слоге.
ДВУСЛОЖНЫЕ РАЗМЕРЫ СТИХА (сложный способ).
Двусложная стопа с ударением на первом слоге называется хореем ( _́ _). В стихе, написанным хореем, ударение падает на 1,3,5,7… (то есть на нечетные) слоги:
Ударные слоги – 1,3,5,7 – значит, это хорей. Стопа хорея – ( _́ _ ). Значит, в этом стихе четыре стопы хорея. Это четырехстопный хорей.
Двусложная стопа с ударение на втором слоге называется ямбом ( _ _́ ). В стихе, написанном ямбом, ударение падает на 2,4,6,8… (четные слоги):
Ударные слоги – 2,4,6,8, значит, это ямб. Стопа ямба - ( _ _́ ). Значит, в этом стихе четыре стопы ямба. Это четырехстопный ямб.
ТРЕХСЛОЖНЫЕ РАЗМЕРЫ СТИХА (сложный способ)
Стопа, состоящая из трех слогов, называется трехсложной. В трехсложной стопе ударение может стоять на первом, втором или третьем слоге.
Трехсложная стопа с ударением на первом слоге называется дактилем (_́ _ _). В стихе, написанном дактилем, ударение падает на 1,4,7,10… слоги:
Ударные слоги – 1,4,7,10, значит это дактиль. Стопа дактиля - (_́ _ _ ). Значит, в этом стихе четыре стопы дактиля. Это четырехстопный дактиль.
Трехсложная стопа с ударение на втором слоге – амфибрахий ( _ _́ _). В стихе, написанном амфибрахием, ударение падает на 2,5,8,11… слоги:
Ударные слоги – 2,5,8,11, это амфибрахий. Стопа амфибрахия - ( _ _́ _). Значит, в этом стихе четыре стопы амфибрахия. Это четырехстопный амфибрахий.
Трехсложная стопа с ударением на третьем слоге – анапест ( _ _ _́). В стихе, написанном анапестом, ударение падает на 3,6,9,12… слоги:
Ударные слоги – 3,6,9, это анапест. Стопа анапеста - ( _ _ _’). Значит, в этом стихе три стопы анапеста. Это трехстопный анапест.