Как мы уже не раз отмечали, задание 15 КИМ ЕГЭ по литературе относится к заданиям, на которые необходимо дать развернутый ответ.
Нам даётся текст, в данном случае поэтический, и этот текст необходимо проанализировать. Анализ должен быть таким, чтобы это было полезно для написания развернутого ответа, поэтому необходимо сначала прочитать вопрос.
Текст: «Памятник» Г. Р. Державин
Наш вопрос
15. Каким чувством проникнуто обращение поэта к «музе»?
Подробный разбор задания и пример развернутого ответа вы можете посмотреть на видео.
Как работать с таким заданием?
Во-первых, нужно изучить критерии оценивания:
Во-вторых, на основе критериев составить план развернутого ответа (мини-сочинения)
ПЛАН
- Прямой ответ на вопрос;
- Авторский замысел;
- 2-3 тезиса с доказательствами из текста.
Даём прямой ответ на вопрос
Чтобы дать ответ на вопрос: "Каким чувством проникнуто обращение поэта к «музе»"? – нам нужно найти это обращение поэта к «музе».
О муза! возгордись заслугой справедливой,
И презрит кто тебя, сама тех презирай;
Непринужденною рукой неторопливой
Чело твое зарей бессмертия венчай.
Последний катрен (четверостишие) и есть обращение поэта.
Необходимо провести смысловой и художественный анализ четверостишия.
АНАЛИЗ
Для большей убедительности необходимо указать место выделенного четверостишия во всем стихотворении. Для этого, мы захватим для анализа и предыдущий катрен.
Чувством гордости за свой поэтический труд и торжественным настроением проникнуто последнее четверостишие поэта, в котором он и обращается к музе.
Сформулируем авторский замысел
Г. Р. Державин, как один из ярких представителей классицизма, следуя традициям оды, передает торжественное и возвышенное обращение к музе.
Объединяем ответ, авторский замысел и анализ
15. В пятом катрене стихотворения «Памятник» Г. Р. Державин, как один из ярких представителей классицизма, следуя традициям оды, передает торжественное и возвышенное обращение к музе.
С одной стороны, муза для поэта – это величественная античная богиня. На это указывают – восклицательный знак при обращении и призыв «возгордись». Образ музы-богини отчетливо передается в третьей строке эпитетами «непринужденной рукой, неторопливой». С другой стороны, для Г. Р. Державина муза – это воплощение его поэзии, что отчетливо прослеживается во второй и четвертой строках. Его поэзия «справедливая» заслуга, которая должна просуществовать вечность – «чело своей зарей бессмертия венчай»
Чувством гордости за свой поэтический труд и торжественным настроением проникнуто последнее четверостишие поэта, в котором он и обращается к музе.