Итак, заключительное задание КИМ ЕГЭ по литературе – это сочинение. Подразумевается, что это традиционное задание по литературе, которое уже в течение десятков лет проверяет знания и умения выпускников по предмету. Однако если раньше оценка за сочинение строилась больше на субъективных критериях, то теперь требования к сочинению стандартизировали и на их основе выстроили целый ряд критериев оценивания.
Подробный разбор критериев, анализ предложенной темы и примерный образец сочинения смотрите на видео.
Разбор критериев
Как видно из описания, мы должны:
- Раскрыть тему. Мы должны дать исчерпывающий ответ на поставленный вопрос, при этом тезисы ответа должны быть подкреплены фактическим материалом текста художественного произведения.
- Опереться на авторскую позицию. Это значит, что нужно сформулировать авторскую позицию по проблеме или по всему произведению в целом.
- Сформулировать свою точку зрения. Это необходимо сделать, согласившись или не согласившись с автором, а также можно выдвинуть своё независимое мнение.
- Обосновать свои тезисы. Каждое утверждение должно быть «по делу» и подкреплено иллюстративным материалом из произведения.
При написании сочинения необходимо сделать анализ произведения в заданном направлении. При анализе использовать термины – композиция, система образов, элементы сюжета, тема, идея, автор и пр.
Вернемся к первому пункту – там имеется требование подкрепить выдвигаемые тезисы материалом из художественного произведения. Вам предлагают в качестве иллюстративного материала использовать:
- Цитаты. Это необходимо делать очень аккуратно, потому что неточная цитата считается фактической ошибкой. За это можно потерять балл. Вывод: цитируем только тогда, когда абсолютно уверены в правильности цитаты. Каждой цитате должен быть дан комментарий и собственная оценка.
- Пересказ. С пересказом нужно быть также предельно осторожным. Ни в коем случае не стоит пересказывать все содержание, а достаточно все лишь какого значимого фрагмента. Более того, пересказанный фрагмент должен быть прокомментирован в заданном направлении.
- Микротема. Это смысловая единица художественного текста, которая необходима для понимания всего идейно-тематического комплекса целиком. Каждая микротема может быть интерпретирована читателем по-своему.
- Ссылка на изображенное. По своей сути, это какой-то факт из художественного произведения, который сможет подтвердить ваше мнение.
В принципе, такое использование текста в сочинении считается удачным, старайтесь иллюстрировать разнообразно. Не переусердствуйте с цитатами и пересказами.
Все ваши мысли должны быть последовательны. Структура сочинения может быть разной, но самое главное следите, что все части были связаны, новая мысль оформляется в отдельный абзац, внутри абзацев должна быть логика и не должно быть повторов мысли.
В сочинении обязательно должны быть вступление, основная мысль и заключение.
Сочинение должно быть написано грамотно (по правилам русской речевой культуры).
Пример заданий
17. 1 Сказка, рассказанная Пугачевым Гринёву, и её значение в идейном звучании повести. (по произведению А. С. Пушкина «Капитанская дочка»
17. 2 В чём противопоставлены образы Катерины и Кабанихи? (По пьесе А. Н. Островского «Гроза»)
17. 3 Гуманное начало в пьесе М. Горького «На дне»
Из трёх заданий мы выбрали одно
17. 1 Сказка, рассказанная Пугачевым Гринёву, и её значение в идейном звучании повести (по произведению А. С. Пушкина «Капитанская дочка»
ПЛАН
1. Вступление.
Сказка в русской литературе. Фольклор. Аллегория. Как это помогает писателю создать художественный образ, а читателю лучше понять идею произведения.
2. Основная мысль.
Пушкин и сказки. Противопоставление Пугачева и Гринева. Внутренние противоречия. С кем соотносит себя Пугачев. Ворон и орёл как символы и аллегории. Как рассказанная сказка дополняет образ Пугачева. Как она доказывает его идею. С чем Гринёв не согласен. Как сказка повлияла на мнение Гринева о Пугачеве.
3. Заключение.
Сочинение
17. 1 Сказка, рассказанная Пугачевым Гринёву, и её значение в идейном звучании повести (по произведению А. С. Пушкина «Капитанская дочка»).