ЕГЭ по литературе: задание № 5
Итак, в нашем варианте ЕГЭ по литературе задание 5 посвящено композиции произведения.
Пример.
5. Как называется значимая подробность, являющаяся средством художественной характеристики (например, «тулуп», « сапоги», «платье»)?
Ответ:___________________________
Подробный разбор задания 5 вы можете посмотреть на видео.
СПРАВОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ
В современном литературоведении термин «КОМПОЗИЦИЯ» произведения понимается по-разному. Не будем вдаваться в подробности каждого мнения литературоведческих школ, а только обозначим, что мы понимаем композицию в двух вариантах.
Первый вариант - широкое понимание композиции
Композиция – это общее построение художественного произведения – смысловые части, авторские деление на части и тому подобное.
Исходя из этого понимания композиции, мы можем обозначить в «Капитанской дочке» следующие композиционные части:
1. Деление на композиционные части по географическому принципу:
2. Деление на композиционные части по принципу взросления главного героя:
3. Авторское деление на части:
Как видно из приведенных примеров деления на композиционные части, широкое понимание термина КОМПОЗИЦИИ для точной работы с художественным текстом просто не годится. Каждый прочитавший в зависимости от понимания прочитанного составит свою, ни на что не похожую, композицию. Из этого можно сделать вывод, что широкое понимание термина КОМПОЗИЦИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ отличается субъективизмом, т.е. неточностью.
Второй вариант – узкое понимание композиции
Композиция – это расположение структурных элементов произведения, которые, служа авторскому замыслу, создают цельные художественные образы.
Какие основные структурные элементы произведения стоит выделить при анализе композиции произведения?
Название произведения – это элемент композиции, который служит основным ориентиром и смысловым акцентом произведения. В нашем случае название – «Капитанская дочка». А.С. Пушкин специально вынес в название вымышленного персонажа – капитанскую дочку Марью Ивановну Миронову.
Этот элемент композиции настраивает читателя на восприятия художественного замысла писателя. Это произведение не исторический труд, художественная реконструкция исторических событий.
Названия глав – это также структурный элемент композиции. С помощью этих названий писатель даёт читателю чувство предвкушения следующих событий. Например: название главы «Сержант гвардии» настраивает мысль читателя на кардинальные изменения в жизни главного героя.
Эпиграфы – это одновременно структурный элемент сюжета и композиции произведения. Эпиграф в сжатом виде даёт основной смысл произведения или его части. Особенностью композиции «Капитанской дочки» является обилие эпиграфов (эпиграф ко всему произведению и к каждой главе в отдельности).
Повествование – это цепочка событий, которые являются основой развития действия всего произведения. В «Капитанской дочке» повествование последовательно, без временных перестановок.
Описание – это вид речи художественного произведения, который отличается статичностью, обилием деталей, портретов, пейзажей и пр. Описание замедляет пространственно-временной континуум произведения, даёт возможность читателю осмыслить уже прочитанное.
Деталь –это важный для создания целостного художественного образа предмет (явление, подробность, вещь). В «Капитанской дочке» обилие деталей. с одной стороны, воссоздает быт того времени, например «кастрюлька с вареньем», «тулуп», «банные принадлежности»; с другой стороны, создают неповторимые художественные образы «красные сапоги», «белое утреннее платье» и пр.
Портрет – это совокупность деталей, которые создают внешность художественного образа, например: портрет Пугачева, портрет Гринева и пр.
Пейзаж – это совокупность деталей, которые создают образ природы. Особенность природных деталей может добавить характер пейзажу, например: враждебный пейзаж (метель, буран) во время езды Петра Гринева из дома в Оренбург. Обычно характер пейзажа предвосхищает последующие события.
Интерьер – это совокупность деталей внутреннего убранства помещения, например: интерьер избы, в которую их привел вожатый.
Экстерьер – это совокупность деталей внешнего состояния строения, здания, дома, например: экстерьер Белогорской крепости.
Рассуждение – это тип речи, который характеризуется отступлением от повествования. В рассуждении выясняются причинно-следственные связи описываемых в произведении событий. Например: рассуждения отца Гринева о судьбе своего сына.
Внутренний монолог – это рассуждения героя, которые не должны услышать другие герои произведения. Внутренний монолог, с точки зрения читателя, характеризует его психологическое состояние, например: внутренний монолог Петра Гринева на допросе.
Монолог – это рассуждения героя произведения. Монолог не рассчитан на ответ тех, к кому монолог обращен, например: монолог Марии Ивановны.
Диалог – это рассуждение двоих героев, которое осуществляется путем обмена репликами, например: диалог Петра Гринева и Пугачева по пути в Белогорскую крепость.
Полилог – это рассуждение нескольких (более двух) героев произведения, которое так же, как и диалог, осуществляется с помощью обмена репликами, например: полилог на военном совете Пугачева, на котором присутствовал Гринев.
Письмо – это разновидность монолога, которое дано в виде записи, т.е. письма, например: письмо отца Гринева Савельичу.
Также в качестве композиционных частей можно считать фольклорные элементы: песни, сказки, легенды, пословицы, загадки и пр. Например: песня «Не шуми, мати зеленая дубровушка…» или калмыцкая сказка, которую рассказал Пугачев Гриневу.
Всем перечисленным композиционные элементы не исчерпываются. В каждом отдельном произведении наличие композиционных частей будет своим собственным, в этом и будет проявляться особенность композиции.