Задание 9 ЕГЭ по литературе традиционно считается одним из самых сложных. Это объясняется тем, что в развернутом ответе в объёме 5-10 предложений необходимо вписать нужное произведение в литературный процесс, показать литературные связи и сопоставить в заданном направлении имеющееся произведение с двумя другими.
Сопоставительное литературоведение само по себе нелегкая задача, а в рамках школьной программы и терминологии школьных учебников может стать серьезной проблемой для выпускника на экзамене.
Подробный разбор задания вы можете посмотреть на видео.
Пример задания
9. В каких произведениях русской классики так же, как и в первой главе «Капитанской дочки», была отображена проблема воспитания молодого дворянина и в чём эти произведения можно сопоставить?
Постараемся разобраться в том, что от нас хотят получить на экзамене. Для этого обратимся к «Демонстрационному варианту», а именно к критериям оценивания 9 и 16 заданий.
На основе данных критериев нам необходимо составить план ответа.
ПЛАН
- Прямой ответ на вопрос;
- Название произведения, автора и обоснование выбора;
- Сопоставление с данным произведением;
- Название произведения, автора и обоснование выбора;
- Сопоставление с данным произведением
- Вывод (можно и не делать).
Подготовительная работа
Направление сопоставления в нашем случае – это «воспитание молодого дворянина» или просто «воспитание».
Где мы можем встретить эти темы?
- М. В. Ломоносов в «Оде на день восшествия…1747 г.»: «Науки юношей питают»
- Д. И. Фонвизин «Недоросль» – эпизоды с учебой Митрофана
- А. С. Грибоедов «Горе от ума» – эпизоды с книгами и педагогическим институтом.
- А. С. Пушкин «Дубровский» – воспитание Владимира;
- А. С. Пушкин «Евгений Онегин» – воспитание Евгения Онегина
- Н. В. Гоголь «Ревизор»;
- И. А. Гончаров «Обломов» – сон Обломова
- Л. Н. Толстой «Детство», «Отрочество», «Юность» – история Николеньки Иртеньева
Как видим, в русской классической литературе проблема воспитания поднимается широко. Мы рекомендуем брать для сопоставления близкие по времени произведения, чтобы были общие точки соприкосновения.
В нашем случае А. С. Пушкин в «Капитанской дочке» описал воспитание молодого дворянина в 18 веке, вот поэтому наш выбор падает на оду М. В. Ломоносова и комедию Д. И. Фонвизина, в принципе этим и обосновывается выбор в ответе.
Развёрнутый ответ