Задание 7 КИМ ЕГЭ по русскому языку проверяет у выпускника навыки владения синтаксическими нормами. В принципе, правила построения словосочетания, предложения и высказывания школьники начинают изучать ещё в подготовительных учреждениях, однако в самостоятельную систему правил эта сторона русской речи сформировывается в 8 и 9 классах, а в 11 классе углубляется.
Подробный разбор задания вы можете посмотреть на видео.
Пример
7. Установите соответствия между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
Мы немного изменили структуру, чтобы рассмотреть больше синтаксических ошибок.
Вспомогательный материал
1) неправильное употребление падежной формы союзного слова с предлогом;
Существует три основные группы качеств человека, благодаря которых можно повысить уровень личного обаяния: коммуникабельность, рефлексия, красноречие.
Слово БЛАГОДАРЯ может быть деепричастием и предлогом. Чтобы доказать, что БЛАГОДАРЯ – это предлог его нужно заменить на ИЗ-ЗА, если замена возможна, то это предлог.
Существует три основные группы качеств человека, из-за которых можно повысить уровень личного обаяния: коммуникабельность, рефлексия, красноречие.
Однако предлог БЛАГОДАРЯ сочетается не с Р.п., а с Д.п. БЛАГОДАРЯ КОМУ? БЛАГОДАРЯ ЧЕМУ?
В нашем предложении есть ошибка в употреблении предлога и союзного слова.
Правильно так:
Существует три основные группы качеств человека, благодаря которым можно повысить уровень личного обаяния: коммуникабельность, рефлексия, красноречие.
2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
Связь между подлежащим и сказуемым часто называется координацией
Все, кто изучал процесс развития языка, знает о различных исторических изменениях на уровне фонетики и грамматики.
ВСЕ – подлежащее, мн.ч.
ЗНАЕТ – глагол, ед.ч.
Нарушена координация, правильно ВСЕ ЗНАЮТ.
КТО – подлежащее, всегда в ед.ч.
ИЗУЧАЛ – сказуемое, ед.ч.
Нарушения координации нет.
Тем не менее, в этом предложении синтаксическая ошибка, которая заключается в нарушении связи между подлежащим и сказуемым.
3) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
Несогласованное приложение заключено в кавычки и при наличии определяемого слова не изменяется.
В магазине «Магнолия» объявлены скидки.
Однако если нет определяемого слова, то слово в кавычках уже не приложение, поэтому оно изменяется.
В «Магнолии» объявлены скидки.
В нашем списке предложений нет таких примеров.
4) ошибка в построении предложения с однородными членами
Однородные члены должны относиться к одному и тому же слову, а также от них должны задаваться одни и те же вопросы.
Сёстры увлекались и хорошо разбирались в современной музыке
В данном предложении вопросы от однородных сказуемых разные, а это считается ошибкой.
5) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
Изучая растения средней полосы, у меня появился интерес к этой проблеме
Правильность построения предложения с деепричастным оборотом определяется рядом условий:
- В предложении должно быть подлежащее.
- Сказуемое – это основное действие, а деепричастный оборот – это добавочное действие.
- От сказуемого к деепричастному обороту задается вопрос ЧТО ДЕЛАЯ? или ЧТО СДЕЛАВ?
- При этом и основное действие (глагол) и добавочное (деепричастие) должен выполнять субъект (подлежащее).
В нашем случае условия нарушены.
Интерес (что сделал?) появился. Интерес не может изучать растения!
6) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
Причастный оборот должен быть согласован с определяемым словом в роде числе и падеже, если этого не происходит, то это ошибка.
7) неправильное построение предложения с косвенной речью
Водитель маршрутного такси сказал вновь вошедшим пассажирам, что оплатите проезд.
При переходе прямой речи в косвенную необходимо согласовывать времена и делать переход местоимений. В данном предложении такого перехода нет. Это ошибка.
Правильно:
Водитель маршрутного такси сказал вновь вошедшим пассажирам, чтобы оплатили проезд.