Вернуться на главную

ЕГЭ по русскому языку: задания 20 и 21

ЕГЭ по русскому языку: задания 20 и 21, фото

Работа с текстом начинается, прежде всего, с изучающего чтения, именно этому аспекту посвящены задания 20 и 21.

20-е задание рассчитано на проверку понимания смысла прочитанного текста. По сути, двадцатое задание подготавливает сдающего к финальному сочинению-рассуждению.

Внимание! Очень часто проблема текста может быть сформулирована в одном из вариантов ответов.

Задание 20 считается среди абитуриентов одним из легких, однако практика показывает, что это не так.

Чтобы правильно ответить на задание 20 нужно:

  • Во-первых, внимательно прочитать задание и понять, что нужно найти.
  • Во-вторых, внимательно прочитать текст, для этого воспользуйтесь приёмом изучающего чтения, суть которого предельное внимание к мелочам и отдельным деталям.
  • В-третьих, обратите особое внимание на варианты ответов и попробуйте найти их все в тексте, для этого возле каждого задания пишите номера предложений, в которых Вы нашли необходимую информацию.

И только после такой тщательной работы выбирайте ответы.

Имейте в виду, что ответов может быть от 1 до 5. Это значит, что в ответ нужно будет записать последовательность цифр. Будьте предельно внимательны.

Пример.

20. Какие из высказываний не соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1. Пятнадцатого мая неспокойное море заставляло матросов на «Ушакове» беспокоиться.
2. Команда «Ушакова» была уверена, что появившиеся в дымке моря силуэты нескольких кораблей – это «свои».
3. Капитан «Ушакова» приказал немедленно изменить курс корабля, потому что понял, что это вражеская военная эскадра.
4. Наперерез «Ушакову» плыли японские разведывательный крейсер и миноносец, поэтому капитан приказал бить тревогу.
5. Матрос Калган принял активное участие в боевых действиях по отражению атаки вражеской флотилии.
Ответ:____________________

Подробный разбор задания 20 смотрите на видео.

В свою очередь задание 21 имеет цель проверить Вас не только на внимательность в содержании текста, но и на понимание логики изложения. Для этого Вам необходимо хорошо разбираться в таких понятиях, как субъект, объект, причинно-следственная связь, тезис, мысль, подтверждение, опровержение, аргумент, а также вид речи.

Пример.

21. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1) в предложениях 1-5 представлено рассуждение;
2) в 11 предложении дано опровержение утверждению в 7 предложении
3) в предложениях 12-17 представлено повествование с элементами рассуждения;
4) в предложениях 20-22 изменился объект повествования;
5) в предложениях 5-11 представлено рассуждение с элементами описания.
Ответ:____________________

Объяснение и разбор задания 21 можно посмотреть на видео.

Справочный материал по типам речи

В каждом словесном произведении мы встречаем знакомые вам типы речи: описание, повествование и рассуждение.

ПОВЕСТВОВАНИЕ

Повествование – это рассказ о событиях, действиях, поступках. Если мы спросим: «что случилось? что произошло?», – то ответ на такой вопрос и будет повествованием. Поскольку мы обращаемся часто к художественным произведениям и публицистическим текстам, то повествование должно отражать особенности конкретного события.

В учебниках мы найдем такое объяснение

Повествование– это рассказ, сообщение о каком-либо событии в его временной последовательности. Особенность повествования в том, что в нем говорится о следующих друг за другом действиях. Для всех повествовательных текстов общим является начало события (завязка), развитие события, конец события (развязка). Повествование может вестись от третьего лица. Это авторское повествование. Может оно идти и от первого лица: рассказчик назван или обозначен личным местоимением я.

В таких текстах часто употребляются глаголы в форме прошедшего времени совершенного вида. Но, чтобы придать тексту выразительность, одновременно с ними употребляются и другие: глагол в форме прошедшего времени несовершенного вида дает возможность выделить одно из действий, обозначая его длительность; глаголы настоящего времени позволяют представить действия как бы происходящими на глазах читателя или слушателя; формы будущего времени с частицей как (как прыгнет), а также формы типа хлоп, прыг помогают передать стремительность, неожиданность того или иного действия.
Повествование как тип речи очень распространен в таких жанрах, как воспоминания, письма.

Пример повествования:

Я стал гладить Яшкину лапу и думаю: совсем как у ребеночка. И пощекотал ему ладошку. А ребеночек-то как дернет лапку — и меня по щеке. Я и мигнуть не успел, а он надавал мне оплеух и прыг под стол. Сел и скалится.

(Б. Житков)

ОПИСАНИЕ

Описание говорит о том, какие предметы, люди, животные перед читателем. Автор часто стремится, как можно полнее, представить нам сам предмет, характеризуя его с разных сторон. Если перед нами описание, то мы получаем ответ на вопросы: «Каков предмет, лицо или события? В чем их особенности?».

Объяснение из учебников

Описание – это изображение какого-либо явления действительности, предмета, лица путем перечисления и раскрытия его основных признаков. Например, описывая портрет, мы укажем на такие признаки, как рост, осанку, походку, цвет волос, глаз, возраст, улыбку и т. д.; описание помещения будет содержать такие его признаки, как размер, оформление стен, особенности мебели, количество окон и т. п.; при описании пейзажа этими признаками будут деревья, река, трава, небо или озеро и т.д. Общим для всех видов описания является одновременность проявления признаков. Цель описания в том, чтобы читатель увидел предмет описания, представил его в своем сознании.

Описание может быть использовано в любом стиле речи, но в научном характеристика предмета должна быть предельно полной, а в художественном акцент делается только на самых ярких деталях. Поэтому и языковые средства в научном и художественном стиле разнообразнее, чем в научном: встречаются не только прилагательные и существительные, но и глаголы, наречия, очень распространены сравнения, различные переносные употребления слов.

Примеры описания в научном и художественном стиле.

1. Яблоня — ранет пурпуровый — морозостойкий сорт. Плоды округлой формы, диаметром 2,5—3 см. Вес плода 17—23 г. Сочность средняя, с характерным сладким, слегка вяжущим вкусом.

2. Липовые яблоки были крупные и прозрачно-желтые. Если посмотреть сквозь яблоко на солнце, то оно просвечивалось как стакан свежего липового меда. В середине чернели зернышки. Потрясешь, бывало, спелым яблоком около уха, слышно, как гремят семечки.

(По В. Солоухину)

РАССУЖДЕНИЕ

В рассуждении говорится о причинах явлений и событий, об их связи. Рассуждения помогают понять связь событий. Рассуждая, можно сопоставлять различные явления, находить в них сходства и различия. Рассуждения помогают дать оценку герою или событию, сказать, кто перед нами: хороший или плохой человек, смелый или трусливый, добрый или злой, и обязательно доказать это. Мы можем искать объяснения автора, но можем предлагать и собственные рассуждения, читая текст.

Объяснение из учебника

Рассуждение – это словесное изложение, разъяснение, подтверждение какой-либо мысли.

Композиция рассуждения такова: первая часть — тезис, т. е. мысль, которую надо логически доказать, обосновать или опровергнуть; вторая часть — обоснование высказанной мысли, доказательства, аргументы, подтверждаемые примерами; третья часть — вывод, заключение.

Тезис должен быть четко доказуемым, четко сформулированным, аргументы убедительными и в достаточном количестве, чтобы подтвердить выдвинутый тезис. Между тезисом и аргументами (а также между отдельными аргументами) должна быть логическая и грамматическая связь. Для грамматической связи между тезисом и аргументами нередко используются вводные слова: во-первых, во-вторых, наконец, итак, следовательно, таким образом. В тексте-рассуждении широко используются предложения с союзами однако, хотя, несмотря на то что, так как.

Пример рассуждения:

Развитие значений слова идет обычно от частного (конкретного) к общему (абстрактному). Вдумаемся в буквальное значение таких, например, слов, как воспитание, отвращение, предыдущий. Воспитание буквально означает вскармливание, отвращение — отворачивание (от неприятного лица или предмета), предыдущий — идущий впереди.

Слова-термины, обозначающие отвлеченные математические понятия: «отрезок», «касательная», «точка», произошли от совершенно конкретных глаголов действия: резать, касаться, воткнуть (ткнуть).

Во всех этих случаях исходное конкретное значение приобретает в языке более абстрактный смысл.

(По Ю. Откупщикову)

Похожие статьи