Вернуться на главную

Задание ЕГЭ по русскому языку №4, №8 (К7)

Задание ЕГЭ по русскому языку №4, №8 (К7), фото

Чтобы хорошо решать задания 4 и 8, а также получить за сочинение-рассуждение высокий балл по критерию 7, необходимо хорошо разбираться в фонетике и орфографии.

Задание № 4 ЕГЭ по русскому языку ориентировано на знание орфоэпических норм, а точнее на постановку правильного ударения. В принципе многие готовятся к ЕГЭ по русскому, заучивая наизусть Орфоэпический словник, который разработчики КИМ ЕГЭ по русскому языку любезно предоставляют на официальном сайте ФИПИ вместе с «Кодификатором», «Спецификатором», «Демонстрационным вариантом» и «Списком паронимов». Подробный разбор задания № 4 смотрите на видео.

Да, действительно, те орфоэпические нормы, которые даны в словаре приводят к унификации все словари, которые помещают в конце каждого учебника по школьной программе. Однако этих орфоэпических норм недостаточно. Необходимо разбираться в свойствах ударных и безударных гласных русского языка, особенностях постановки ударения в разных частях речи и их формах. Если Вы учитесь в 10-ом классе и у Вас есть свободное время, то мы рекомендуем Вам книгу Н.А. Федяниной «Ударение в современном русском языке». Книга сложная, там много специальных терминов, но обратите внимания на примеры, а особенно на то, как ставится ударение в глагольных формах и у существительных – это будет Вам полезно.

Разобравшись в основах фонетики и постановки ударения, перейдите к орфографическим правилам, связанным с правописанием гласных в безударной позиции. Правописание гласных в безударной позиции Вам будет необходимо для решения задания № 8. Подробный разбор задания № 8 Вы можете посмотреть на видео.

Чтобы правильно ответить на задание № 8, Вам понадобится хорошо разбираться в правилах:

  • Правописание безударных гласных;
  • Правописание чередующихся гласных;
  • Правописание непроверяемых безударных гласных.

Как видно из названий орфографических правил, знания по фонетике, а именно правила ударения Вам будут нужны. Кроме того, при написании сочинения-рассуждения ошибки на правописание безударных проверяемых, чередующихся и непроверяемых гласных считаются самыми многочисленными, поэтому незнание этих правил сильно снизят балл по критерию 7. Ниже Вам в помощь мы приводим краткий конспект необходимых правил.

Краткий конспект.

Наша устная речь состоит из потока звуков. Наука, которая изучает звуки речи, называется ФОНЕТИКОЙ.

Каждый язык имеет сравнительно небольшое количество звуков, называемых в науке ФОНЕМАМИ.

Звуки делятся на две неравные группы: большую из них образуют СОГЛАСНЫЕ, а меньшую – ГЛАСНЫЕ.

Следует различать буквы и звуки. Звуки мы слышим и произносим, а буквы – читаем и пишем. Некоторые буквы могут обозначать два звука[1] в определенных речевых условиях [йа], [йэ], [йо], [йу]. В таких словах букв меньше чем звуков.

Фоне́тика [фанэт’ика] от греческого φωνη – звук

Орфоэ́пия – от греческого ’ορθός – правильно и ’έπος – речь. 

ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ

В русском языке 10 гласных букв – а, я, э, е, о, ё, у, ю, и, ы, 6 звуков – [а, э, о, у[2], и, ы]. Слова делятся на слоги. Основой слога является гласный звук, поэтому в слове столько слогов, сколько гласных звуков. Гласные бывают ударные и безударные.

Задание ЕГЭ по русскому языку №4, №8 (К7), фото

ПРАВОПИСАНИЕ БЕЗУДАРНЫХ ГЛАСНЫХ

Чтобы не ошибиться в правописании безударной гласной в корне, нужно изменить слово или подобрать однокоренное слово, в котором проверяемая гласная была бы под ударением. Например:
примеря́ть (ме́рить) костюм – примиря́ть (ми́рный) соседей;
развева́ется (ве́ять) флаг – развива́ется (разви́тие) ребёнок;
залеза́ть (ле́зть) в карман – зализа́ть (ли́жет) рану;
отвари́ть (ва́рит) картофель – отвори́ть (во́рот) дверь;
поласка́ть (ла́ска) кошку – полоска́ть (поло́щет) белье;
разреди́ть (ре́дкий) всходы – разряди́ть (заря́д) ружьё;
умаля́ть (ма́лый) значение – умолять (мо́лит) о пощаде

Надо запомнить, что безударные гласные о – а в глаголах нельзя проверять такими же глаголами с –ывать (‑ивать). Например: опозда́ть – проверочное слово по́здний, а не опа́здывать; раскрои́ть – проверочное слово кро́йка, а не раскра́ивать.

Надо запомнить:

абонеме́нт – абони́ровать, аккомпанеме́нт – аккомпани́ровать, ангажеме́нт – ангажи́ровать, апперце́пция – апперципи́ровать, дезинфе́кция – дезинфици́ровать, инъе́кция – инъеци́ровать, прое́кция – проеци́ровать.

Надо запомнить: бадминто́н, бето́н, бечёвка, бидо́н, бодяга, бриоли́н, валидо́л, ватру́шка, вентиля́ция, вестибю́ль, ветчина́, винегре́т, дизентери́я, дрочёна, интеллиге́нция, каламя́нка, кала́ч, камо́рка, карава́й, карака́тица, кобура́, компоно́вка, конфо́рка, коча́н, коще́й, ла́данка, магары́ч, наважде́ние, палиса́дник, пантопо́н, паро́м, перифери́я, песка́рь, пи́галица, пластили́н, привиле́гия, ромште́кс, ротапри́нт, снеги́рь, снето́к, стипе́ндия, то́рмоз, торова́тый, эликси́р, эстака́да.

ПРАВОПИСАНИЕ КОРНЕЙ С ЧЕРЕДУЮЩИМИСЯ ГЛАСНЫМИ

Правописание чередующейся гласной в корне зависит от:

1) ударения в корня –гар-/-гор-, -зар-/-зор-, -клан-/-клон-, -твар-/-твор-
2) от следующей согласной в корне или суффиксе –кас-/-кос-, -лаг-/-лож-, -раст-/-ращ-/-рос-, -скак-/-скоч-,

3) от гласной А в суффиксе –бер-/-бир-, -дер-/-дир-, -мер-/-мир-, -пер-/-пир-, -тер-/-тир-, -блест-/блист-, -жег-/-жиг-, -стел-/-стил-, -чет-/-чит-,

4) от смысла –мак-/-мок-, -равн-/-ровн-,

5) –плав-/-плов-.

Рассмотрим каждый случай чередования гласной в корне слова более подробно.

«От ударения»

1. В корне –гар-/-гор- под ударением пишется А, без ударения пишется О. Например: уга́р, загоре́лый, угоре́ть и пр.
Надо запомнить исключения: вы́гарки, и́згарь, при́гарь

2. В корне -зар-/-зор- под ударением пишется то, что слышится, а без ударения только А. Например: за́рево, зо́рька, зарни́ца, озаря́ть.
Надо запомнить исключения: зоря́нка, зорева́ть.

3. В корне -клан-/-клон- под ударением пишется то, что слышится, а без ударения О. Например: кла́няться, покло́н, поклони́ться, поклоне́ние.

4. В корне –твар-/-твор- под ударением пишется то, что слышится, а без ударения О. Например: тва́рь, тво́рчество, твори́ть, творе́ние.

Надо запомнить исключение: у́тварь.

«От согласной в корне или суффиксе»

1. В корне –кас-/-кос- пишется О, если после корня стоит Н, в остальных случаях пишется А. Например: коснуться, прикосновение, касаться, касательная.

2. В корне –лаг-/-лож- перед Г пишется А, перед Ж пишется О. Например: предлагать, прилагательное, предложить, обложение.

Надо запомнить исключение: по́лог.

3. В корне –раст-/-ращ-/-рос- перед СТ и Щ пишется А, перед С пишется О. Например: расти, наращивание, выросший, заросли, поросль.
Надо запомнить исключения: отрасль, росток, выросток, навырост ростовщик, Ростов, Р остислав.

4. В корне –скак-/-скоч- перед К пишется А, перед Ч пишется О. Например: подскакать, подскочить.

Надо запомнить исключения: скачок, скачу.

«От гласной А в суффиксе»

В корнях –бер-/-бир-, -дер-/-дир-, -мер-/-мир-, -пер-/-пир-, -тер-/-тир-, -блест-/блист-, -жег-/-жиг-, -стел-/-стил-, -чет-/-чит- пишется И, если после корня следует суффикс А, если суффикса А нету, то пишется Е. Например: собирать – соберу, задирать – деру, замирать – умереть, запирать – запереть, стирать – стереть, блистать – блестеть, сжигать – сжечь, вычитать – вычет, расстилать – стелить.

Надо запомнить исключения: сочетать, сочетание.

«От смысла»

1. В корнях –мак-/-мок- написание О/А зависит от значения.
Корень –мак- употребляется тогда, когда передается смысл «погружать в жидкость». Например: макать голову в воду, обмакнуть пельмень в сметану.
Корень –мок- употребляется тогда, когда передается смысл «пропускать через себя жидкость». Например: вымокнуть под дождем, отмокать в ванне, непромокаемый плащ.

2. В корнях –равн-/-ровн- написание О/А зависит от значения.
Корень –равн- употребляется тогда, когда передается смысл «одинаковый, равный, наравне». Например: уравнение, сравнить, поравняться.
Корень –ровн- употребляется тогда, когда передается смысл «гладкий, прямой, ровный». Например: заровнять, сровнять, уровень.

«Надо запомнить»

В корнях –плав-/-плов-/-плыв- правил нет, написание следует запомнить.
Корень –плов- присутствует в двух словах пловец и пловчиха.
Корень –плыв- присутствует в слове плывуны.
В остальных словах используется корень –плав-. Например: плавать, плавучесть, поплавок и пр.

Более подробно все эти правила можно рассмотреть в академическом справочнике по орфографии и пунктуации под редакцией Лопатина.

А правописание слов с непроверяемой гласной (словарные) следует искать в орфографическом словаре.

Надеемся, что наши материалы Вам помогут.



[1] Иногда их называют дифтонгами.

[2] Звуки [о, у] называют огубленными, или лабиализованными.

Похожие статьи

Чему обучают будущих учителей

На первый взгляд слова «учитель» и «преподаватель» являются абсолютными синонимами. На самом деле это не так. Современный учитель непременно должен быть выпускником…