`
+7 (499) 391-76-16

Обратная сторона онлайн-подготовки к ЕГЭ и ОГЭ

В последние годы онлайн-обучение приобрело большую популярность, особенно в контексте глобальных изменений, вызванных пандемией COVID-19. Этот формат предоставил учащимся школ и вузов возможность учиться из любой локации, что стало крайне актуальным в условиях ограничений и социальной дистанции. Цель статьи — проанализировать все плюсы и минусы онлайн-подготовки, а также, опираясь на исследования ведущих учебных заведений мира, выяснить, как такая форма отражается на качестве получения знаний и навыков в сравнении с «живыми» уроками.


Что такое подготовка в режиме онлайн?

Это система, в которой образовательный процесс осуществляется через интернет, что позволяет обучающимся иметь доступ ко всем необходимым материалам и взаимодействовать с преподавателями и учащимися дистанционно. Однако, как и любой другой процесс, она имеет свои достоинства и недостатки.


Плюсы онлайн-подготовки

  1. Гибкое расписание. Ученики могут самостоятельно планировать своё время и совмещать обучение с основной школой, хобби или другими занятиями. Кроме того, многие онлайн-курсы предлагают записанные лекции. Но если речь идёт о качественной подготовке к ЕГЭ и ОГЭ, и особенно о школьниках со средним уровнем мотивации, будут ли многие из них пересматривать и разбирать этот пропущенный материал?

    Теперь давайте разберём сильные стороны очного (офлайн) формата относительно данного пункта. Во-первых, фиксированный график уроков способствует более структурированному подходу к учёбе, так как является важным мотивирующим фактором, который поможет ребятам организовать своё время и не откладывать подготовку на потом.

    Во-вторых, регулярные встречи с преподавателями и одногруппниками создают атмосферу ответственности и вовлечённости. Ученики, понимая, что они должны присутствовать на встречах, меньше подвержены рассеянности, а соответственно лучше усваивают материал. Возникает немаловажный вопрос. Сидя дома за компьютером в состоянии расслабленности и неполной собранности, кроме того, часто отвлекаясь на телефон, может ли онлайн-обучение обеспечить хотя бы примерно схожий уровень вовлечения учащегося в образовательный процесс?

    По данным исследования одного из ведущих вузов Индии «Исламского университета науки и технологий», 46,5 % слушателей полностью согласны с тем, что на очных занятиях они более сфокусированы и настроены на обучение, и лишь 6,9% это утверждение опровергли. А 38,9 % респондентов однозначно подтвердили, что очное образование позволяет освоить больше информации и умений в сравнении с онлайн. 8,4 % с ними не согласились. Обратим внимание, что в исследовании речь идёт о престижном университете, где учатся заинтересованные студенты с хорошим базисом. Трудно поверить, что учащиеся 9, 10 и 11 класса среднего или начального уровня знаний будут воспринимать объяснения преподавателя на онлайн-курсах ОГЭ/ЕГЭ в группах по 15 - 20 человек также хорошо, как и на очных занятиях в мини-группах по 5 -7 учеников.

  2. Доступность информации. Основное преимущество цифровых технологий. Учащиеся и преподаватели могут легко получать доступ к учебным материалам и лекциям из любой точки мира. Это имеет огромное значение для людей в удалённых регионах. Кроме того, такой формат снижает затраты на транспорт и стоимость занятий.

    Стоит обратить внимание, что сегодня все офлайн-курсы подготовки к экзаменам в столице бесплатно дают своим ребятам точно такие же учебные материалы, как и онлайн-центры. Но на очных курсах эти материалы являются скорее добавлением к качественным "живым" занятиям, проводимым в небольших группах. К тому же вам смогут подобрать ближайший к дому филиал школы, удобное время посещения уроков и оптимальный вариант оплаты.

  3. Интерактивность и вовлечённость. Благодаря современным технологиям на онлайн-курсах используются вовлекающие мультимедийные элементы (видео, анимации, аудиозаписи, игры и т.д.), что делает подготовку более занимательной.

    Однако в отличие от онлайн-встреч, где студенты могут легко отвлечься на другие дела, физическое присутствие в классе формирует особую рабочую среду, которая способствует удержанию внимания и существенному повышению эффективности обучения.


Минусы онлайн-подготовки

  1. Одним из наиболее значительных недостатков является отсутствие личного взаимодействия. На очных занятиях школьники могут задавать вопросы учителю в реальном времени, участвовать в дискуссиях и обмениваться мнениями. Онлайн-формат ограничивает такие возможности, создавая дистанцию, которая может повлиять на качество получения знаний.

    Международные исследования престижных социологических институтов (например, Стэнфордский университет, Национальный университет Сингапура и др.) показывают, что взаимодействие с преподавателями и сверстниками играет ключевую роль в формировании глубокого понимания материала и развитии критического мышления. Без возможности непосредственного общения школьники и студенты могут чувствовать себя изолированными и менее задействованными в учебный процесс. Безусловно, в условиях форс-мажора (болезни, отъезда и пр.) онлайн-уроки могут стать хорошей альтернативой на короткое время. При этом большинство учащихся могут заметить, что в данный временной промежуток темы они стали усваивать хуже, чем обычно.

  2. Нет персональной поддержки и подхода к каждому ученику.

    Чего не скажешь про офлайн-систему. Старшеклассники могут обратиться за помощью к наставникам в любой момент, а значит быстрее решить возникающие проблемы и вопросы. Кроме того, через живое общение нарабатываются коммуникационные навыки. Участие в дискуссиях и групповых проектах позволяет улучшить умения слушать, аргументировать и критически мыслить.

    Ассоциация педагогов из Университета Негери Семаранг в Индонезии поделилась интересными результатами проводимой научной оценки успешности подготовки своих студентов. Целью исследования было сравнение двух форматов обучения, взяв за основу 5 критериев: уровень понимания материала, вовлечённость в процесс, энтузиазм и коммуникация, эффективность занятий, стремление к учёбе.

    Студенты отметили, что им легче воспринимать и усваивать материал в очном формате, нежели в онлайн-режиме. По статистике данный показатель оказался почти в 2 раза выше в пользу офлайн-уроков.

    Что касается участия в образовательном процессе, многие указали на нередкость возникновения технических сложностей и невозможность высказаться, уточнить информацию во время онлайн-встреч. В результате растёт уровень рассеянности и отвлечения на другие дела, нет сильной заинтересованности в изучении предмета.

    Показатель энтузиазма среди респондентов оказался в 3 раза выше у офлайн-обучения в сравнении с онлайн. Учащиеся среди достоинств очных занятий назвали: организация рабочей комфортной обстановки, командный дух и групповые активности, общение с преподавателем и сокурсниками, появление новых друзей.

    При оценке степени удовлетворения и эффективности учебного процесса выяснилось, что 49,9 % опрашиваемых считает, что получает более качественное образование при условии очных встреч. Они аргументировали это тем, что на офлайн-уроках можно получить больше практического опыта и глубже разобраться в теме, есть возможность взаимодействовать напрямую здесь и сейчас.

    Результаты критерия «интерес к учёбе» говорят о том, что большинство студентов считает онлайн-встречи более скучными, статичными по сравнению с очным форматом, где можно участвовать в дискуссиях, учиться преодолевать сложности, получать опыт взаимодействия с социумом, укреплять социальные связи. Но вернёмся к минусам онлайн-обучения.

  3. Проблемы с мотивацией и самодисциплиной. Многие испытывают трудности с организацией своего времени и выполнением заданий без постоянного контроля со стороны наставников. Это может особенно сильно отразиться на тех, кто не имеет опыта самостоятельного обучения. Как следствие, ученики могут не успевать за программой или не достигать желаемых результатов, что в долгосрочной перспективе негативно сказывается на их успеваемости.

    На офлайн-встречах, посвящённых подготовке к экзаменам, учителя сами регулярно переспрашивают учащихся, следят за их дисциплиной и не дают сидеть в телефоне. Одним из исследований, касающихся сравнительной эффективности онлайн и офлайн-уроков, является работа известного профессора Алака П. С. и его команды из Калифорнийского университета в Беркли. Анализ данных показал, что студенты, обучавшиеся очно, сдали экзамены заметно лучше по сравнению с их «онлайн-коллегами».

  4. Технические проблемы. Качество интернет-соединения, доступ к необходимым устройствам и ПО могут значительно различаться в зависимости от региона и социально-экономического положения студентов. В условиях, когда некоторые учащиеся сталкиваются с постоянными техническими сбоями или отсутствием доступа к сети, качество обучения может значительно снижаться.

Сравнение онлайн и оффлайн-занятий

Критерий Онлайн Офлайн
Выбор учебного времени Как правило, чёткий график Чёткий график
Доступность материалов Открытый доступ через Интернет Открытый доступ через Интернет
Темп подготовки Как правило, довольно быстрый Зависит от уровня группы
Социальное взаимодействие Ограниченное: форумы, вебинары, видеозвонки, чаты Высокое: личная коммуникация с педагогом и одногрупниками
Технические требования Необходимость в устройстве и стабильной сети Минимальные
Степень самодисциплины Требуется самоконтроль, так как мотивация со временем падает Фиксированное расписание, групповая поддержка и стабильный уровень мотивации
Качество подготовки Может быть вариативным из-за саморегуляции, а также есть высокий риск выбрать малоинформативный курс Как правило, высокое благодаря личному взаимодействию и хорошо организованному учебному процессу

из статьи с итогами сравнительного анализа от ведущих социологов Австралийского Национального Университета в 2022 г.

Выводы

Несмотря на то, что онлайн-формат предоставляет новые возможности, он также имеет ряд серьёзных недостатков, которые могут отрицательно сказаться на качестве образования. Научные факты и многие исследования ведущих азиатских и американских вузов чётко говорят о том, что даже мотивированные ученики получают больше знаний благодаря очной (офлайн) подготовке. Таким образом, хоть онлайн-уроки довольно удобны, очная форма всё же остаётся предпочтительным выбором для тех, кто стремится к более глубокому пониманию материала и высоким результатам на ЕГЭ и ОГЭ

Моисеенко Сергей Викторович
Эксперт ЕГЭ по русскому языку и литературе
Разработчик нескольких образовательных методик

Получите бесплатную
консультацию
руководителя
по обучению

+ подарок: бесплатную профориентацию
Вы соглашаетесь с условиями обработки персональных данных
Возможность получить
подарок исчезнет через:
минут
0
0
секунд
0
0
Вы соглашаетесь с условиями
обработки персональных данныхперсональных данных
Митино
Строгино
Кунцевская
Планерная
Войковская
Полежаевская
Владыкино
Ботанический сад
Бульвар Рокоссовского
Щелковская
Новогиреево
Чистые пруды
/ Китай-город
Бауманская
Авиамоторная
Текстильщики
Некрасовка
Марьино
Каширская
Севастопольская
/ Каховская
Беляево
Проспект Вернадского
Мичуринский проспект
Улица Скобелевская
Метро Полежаевская
Адрес:
улица 4-я Магистральная, дом 5, строение 2
Запишитесь на бесплатное
тестирование
и забронируйте
место для занятий
в нужном
вам корпусе
Получите подарок, заполнив форму
Оставьте свое ФИО и контакт Вашего друга и гарантировано получите подарок!