Как известно, все задания ЕГЭ по литературе делятся на три группы – с кратким ответом (1 слово или словосочетание), с развернутым ответом (5-10 предложений) и сочинение (минимум 200 слов).
Задание № 8 КИМ ЕГЭ по литературе относится ко второй группе. На это задание нужно дать развернутый ответ в размере 5-10 предложений на основе приведенного текста.
Пример
Текст
Я жил недорослем, гоняя голубей и играя в чехарду с дворовыми мальчишками. Между тем минуло мне шестнадцать лет. Тут судьба моя переменилась.
Однажды осенью матушка варила в гостиной медовое варенье, а я, облизываясь, смотрел на кипучие пенки. Батюшка у окна читал Придворный календарь, ежегодно им получаемый. Эта книга имела всегда сильное на него влияние: никогда не перечитывал он ее без особенного участия, и чтение это производило в нем всегда удивительное волнение желчи. Матушка, знавшая наизусть все его свычаи и обычаи, всегда старалась засунуть несчастную книгу как можно подалее, и таким образом Придворный календарь не попадался ему на глаза иногда по целым месяцам. Зато, когда он случайно его находил, то, бывало, по целым часам не выпускал уж из своих рук. Итак, батюшка читал Придворный календарь, изредка пожимая плечами и повторяя вполголоса: «Генерал-поручик!.. Он у меня в роте был сержантом!.. Обоих российских орденов кавалер!.. А давно ли мы...» Наконец батюшка швырнул календарь на диван и погрузился в задумчивость, не предвещавшую ничего доброго.
Вдруг он обратился к матушке: «Авдотья Васильевна, а сколько лет Петруше?»
— Да вот пошел семнадцатый годок, — отвечала матушка. — Петруша родился в тот самый год, как окривела тетушка Настасья Гарасимовна, и когда еще...
«Добро, — прервал батюшка, — пора его в службу. Полно ему бегать по девичьим да лазить на голубятни».
Мысль о скорой разлуке со мною так поразила матушку, что она уронила ложку в кастрюльку, и слезы потекли по ее лицу. Напротив того, трудно описать мое восхищение. Мысль о службе сливалась во мне с мыслями о свободе, об удовольствиях петербургской жизни. Я воображал себя офицером гвардии, что, по мнению моему, было верхом благополучия человеческого.
(А.С. Пушкин, «Капитанская дочка»)
Задание
8. Как в данном эпизоде повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» намечается характер главного героя?
Разбор вопроса и пример развернутого ответа вы можете посмотреть на видео.
Как правильно ответить?
Чтобы правильно выполнить это задание, необходимо хорошенько проанализировать данный фрагмент.
У нас спрашивают характер героя, поэтому нужно выписать из текста все характеристики нашего героя (я выделил их красным в тексте) и разделить их на положительные и отрицательные.
Эти характеристики станут вашими аргументами к выдвигаемым тезисам. А ваши тезисы – это ответ на поставленный вопрос.
Мы определяем развернутый ответ как мини-сочинение. А как у любого сочинения, пусть даже «мини», должен быть план. Строить план мы будет, ориентируясь на те требования, которые нам даны в критериях оценивания:
ПЛАН
1. Дать прямой ответ на поставленный вопрос;
2. Необходимо учесть авторскую позицию по всему произведению;
3. Высказать тезисы (2-3) и подкрепить их материалом из приведенного текста.
Первый пункт
Даём прямой ответ на вопрос: «В данном эпизоде повести «Капитанская дочка» А.С. Пушкин показывает героя подростком, который, несмотря на то, что ему уже 16 лет, ещё не приобрел достаточно навыков для взрослой жизни».
Имейте в виду, что на начальном этапе работы прямой ответ будет приблизительным и его по ходу анализа придется уточнять или переформулировать.
Второй пункт
Конечно, чтобы ответ был ёмким по смыслу, стоит обратиться ко всему произведению и сформулировать авторскую позицию, или попутаться разгадать авторский замысел.
Авторский замысел: «В своей повести А.С. Пушкин показал Петра Гринева в развитии – как из обычного мальчика - «недоросля» герой превращается в благородного и честного офицера».
Третий пункт
Первый тезис: «Герой, несмотря на возраст, все ещё мальчишка: гоняет «голубей и играет в чехарду с дворовыми мальчишками», лакомится «кипучими пенками» на медовом варенье».
Второй тезис: «Жизнь героя беззаботна, к тому же он любимец матери, у которой «слезы потекли» от мысли о скорой разлуке с сыном».
Третий тезис: «Отец прекратил его баловать и отправил служить в гвардию: «…пора его в службу. Полно ему бегать по девичьим да лазить на голубятни…»
(Четвертый пункт)
Вообще, вывод писать в данном задании не нужно, но мы считаем, так будет лучше, а ответ от этого только выиграет.
Объединяем!
В данном эпизоде повести «Капитанская дочка» А. С. Пушкин показывает героя подростком, который, несмотря на то, что ему уже 16 лет, ещё не приобрел достаточно навыков для взрослой жизни.
В своей повести А. С. Пушкин показал Петра Гринева в развитии – как из обычного мальчика - «недоросля» герой превращается в благородного и честного офицера.
Герой, несмотря на возраст, все ещё мальчишка: гоняет «голубей и играет в чехарду с дворовыми мальчишками», лакомится «кипучими пенками» на медовом варенье.
Жизнь героя беззаботна, к тому же он любимец матери, у которой «слезы потекли» от мысли о скорой разлуке с сыном.
Отец прекратил его баловать и отправил служить в гвардию: «…пора его в службу. Полно ему бегать по девичьим да лазить на голубятни…».
Редактируем!
Объединяем ответ, позицию и тезисы по смыслу. Избавляемся от повторов. Добавляем смысловые связки. По сути, делаем из разрозненных частей – цельное высказывание с выводом.
В своей повести А.С. Пушкин изобразил Петра Гринева в развитии – как из обычного мальчика-недоросля герой становится благородным и честным офицером. А приведенный эпизод показывает главного героя на начальном этапе становления его характера.
Гринев, как и положено «недорослю» шестнадцати лет, гоняет «голубей и играет в чехарду с дворовыми мальчишками», лакомится «кипучими пенками» на медовом варенье и идеализирует службу в армии как «верх благополучия человеческого». Петруша абсолютно беззаботен и не имеет ни малейшего представления о жизни.Он любимец матери, у которой «слезы потекли» от мысли о скорой разлуке с сыном, но в то же время отец воспитывал его в строгости:«…пора его в службу. Полно ему бегать по девичьим да лазить на голубятни…»
В итоге, в начале жизненного пути А. С. Пушкин показал Петрушу как обычного «недоросля» екатерининской эпохи.