Вернуться на главную

ЕГЭ по русскому языку: вопросы № 2 и № 23

ЕГЭ по русскому языку: вопросы № 2 и № 23, фото

Итак, при выполнении заданий ЕГЭ по русскому языку мы можем с уверенностью сказать, что задания, которые рассчитаны на работу с текстом, взаимосвязаны тематически. Такую связь можно наблюдать в заданиях 2 и 23.

Чем отличаются эти задания?

Задание № 2

Предполагает заполнение пропуска в мини-тексте. Пропущенное слово является средством связи. При этом пропуск нужно обосновать не только логически, но и грамматически, а также по смыслу. Обратите внимание на предложенные варианты, постарайтесь исключить синонимические средства связи. Разберите предложения, в которых дан пропуск, по членам, найдите грамматические основы, задайте от главных членов к второстепенным вопросы, установите типы связи. Если Вам дано сложное предложение, то установите его вид, дайте определение придаточному предложению, задайте от главного предложения к придаточному вопрос. Только после такой кропотливой работы вы сможете правильно дать ответ. Запомните! Постановка ответа по наитию, «мне так кажется», «так звучит лучше» и прочие субъективности не должны Вами приниматься на веру, потому что Вы должны быть полностью уверены в ответе.

Например:

Текст к заданию №2
1) Однажды Эйнштейн задал своему ассистенту, математику Эрнсту Штраусу (1922 – 1983), такой вопрос: «а был ли у Бога выбор, когда он создавал Вселенную?». (2) В конце XVI века Кеплер был убеждён, что Бог сотворил Вселенную в соответствии с неким совершенным математическим принципом – а Ньютон показал, что законы, применимые к небесным телам, применимы и на Земле, и вывел математические уравнения для выражения этих законов. (3) Уравнения оказались столь изящными, что вызвали почти религиозный трепет у многих ученых XVIII века, которые, похоже, были полны решимости использовать их как доказательства … Бог был математиком.
2. Какое из приведенных ниже слов (сочетаний слов) должны стоять на месте пропуска в 3 предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).
Для того, что
Того, что
Тому, что
Того, почему
С целью, чтобы
Ответ:____________________

Детальную проработку задания смотрите на видео.

Задание № 23

Это задание повышенной сложности. Вам будет необходимо определить средство связи, которое связывает два предложения. При этом отличие заключается в том, что даются названия средств связи, которые нужно найти – в этом сложность.

Фрагмент текста
(5) Справа по носу, дымя, показались четыре судна. (6) Силуэты их едва намечались в дымке утренней мглы. (7) На «Ушакове» все были уверены, что это идут свои корабли, и взяли курс на них. (8) Но напрасно машины броненосца делали полное число оборотов – расстояние донеизвестного отряда не сокращалось. (9) Вскоре и слева, немного впереди, по лучезарному горизонту протянулись дымовые дорожки. (10) Это шли на пересечку «Ушакову» пять кораблей. (11) Не сразу узнали в них старые японские броненосцы.
23. Среди предложений 5-11найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью указательного местоимения и контекстного синонима. Напишите номер этого предложения.
Ответ:____________________

Посмотрите полный разбор задания на видео.

Чтобы иметь представления о средствах связи ниже мы даём краткий перечень терминов с определениями и примерами, которые будут Вам нужны при подготовке к 2 и 23 вопросам ЕГЭ по русскому языку

Языковые средства связи

Лексический повтор – это повтор одного и того же слова в предложениях идущих друг за другом.

Самый тяжелый человеческий недостаток – зависть. Именно зависть толкает человека на страшные преступления.

Синонимы – это слова, которые называют практически одно и то же разными словами.

Встретить зайца по дороге – плохая примета. А.С. Пушкин отменил отъезд из Болдина из-за встречи косого по дороге. Тем самым спасся от эпидемии холеры.

Контекстные синонимы -это синонимы в конкретной ситуации, в данном тексте:

Мой ласковый и нежный зверь. Грузное тело его исполнено гибкой, звериной грацией.

Перифраз (описательный оборот) –это употребление описания вместо слова.

«шар голубой», «третья планета от Солнца» вместо Земли.

«царь зверей» - лев, «братья наши меньшие» - животные.

До сих пор ученые ломают голову о происхождении Земли. Эта третья планета от Солнца по своему строению не похожа на все известные небесные тела.

Антонимы –это слова с противоположными значениями. Например: белый – черный, добрый – злой, сладкий – горький и пр.

Контекстные, или индивидуально-авторские, антонимы –это слова, у которых значение противоположны только в определенной ситуации, в данном тексте.

Например: красный и зеленый – это просто цвета, но когда мы переходим дорогу у светофора, то красный и зеленый становятся ситуативными антонимами: красный – стой, а зеленый – иди.

У Пушкина: «Они сошлись: волна и камень, Стихи и проза, лед и пламень...»

У Цветаевой: «Квиты: вами я объедена, Мною – живописаны. Вас положа – на обеденный, А меня – на письменный. Вы ‑ с отрыжками, я – с книжками, С трюфелем, я – с грифелем, Вы – с оливками, я с рифмами»

Друзей – держи всегда возле себя. Недругов нужно держать еще ближе.

Однокоренные слова –это родственные по смыслу и корню слова: рука – ручной – ручник – наручники – приручить и пр.

Когда солнце в зените, загорать нельзя. Прямые солнечные лучи могут привести к кожным ожогам.

Сочинительные союзы - это союзы, которые связывают равноправные грамматически и по смыслу части текста.

Сочинительные союзы бывают:

  • Соединительные – И, ДА(=И), НИ…НИ, ТОЖЕ, ТАКЖЕ
  • Разделительные – ИЛИ, ИЛЬ, ЛИБО, ТО…ТО, НЕ ТО… НЕ ТО, ТО ЛИ… ТО ЛИ.
  • Противительные – А, НО, ДА(=НО), ОДНАКО, ЗАТО, ЖЕ.

Нужно быть внимательным! Союзы ТОЖЕ, ТАКЖЕ, ЖЕ находятся не на стыке, а в середине или в конце присоединенного предложения.

Учительница была против того, чтобы учиться по выходным. Мы тоже.

Подчинительные союзы –они связывают неравноправные предложения. К зависимому предложению можно задать логичный вопрос.

Подчинительные союзы в зависимости от смысла выражают:

  • Время – КОГДА, ПОКА, В ТО ВРЕМЯ КАК, ПОСЛЕ ТОГО КАК, С ТЕХ ПОР КАК, ЕДВА, КАК ТОЛЬКО…
  • Условие – ЕСЛИ, КОЛИ, ЕЖЕЛИ, РАЗ…
  • Причина – ПОТОМУ ЧТО, ИБО, ТАК КАК, ПОСКОЛЬКУ, ОТТОГО ЧТО, ВВИДУ ТОГО ЧТО, БЛАГОДАРЯ ТОМУ ЧТО…
  • Уступка – ХОТЯ, ПУСКА, НЕСМОТРЯ НА ТО ЧТО…
  • Следствие – ТАК ЧТО, ПОЭТОМУ…
  • Цель – ЧТОБЫ, ДАБЫ, ДЛЯ ТОГО ЧТОБЫ, С ТЕМ ЧТОБЫ…
  • Сравнение – КАК, БУДТО, КАК БУДТО, СЛОВНО, ТОЧНО, ПОДОБНО ТОМУ КАК…
  • Объяснение – ЧТО, ЧТОБЫ, КАК…

Местоимения

а) Личные местоимения ОН, ОНА, ОНО, ОНИ (в косвенных падежах тоже).

На Соню повлиял Петербург. С его подачи она опустилась на дно жизни.

Внимание! Если субъект и объект одного и того же рода употреблять эти местоимения нельзя!

Этот дом построил Щусев. Я давно не видел его. (Кого? Дом или Щусева)

б) Возвратное местоимение СЕБЯ.

Внимание! Если в предложении есть два лица, то употреблять СЕБЯ нельзя!

Я попросил супругу потереть себе спинку. (КОМУ?)

в) Притяжательные местоимения – ЕГО, ЕЁ, ИХ, СВОЙ.

Достоевский был мастером психологического романа. В его личностных описаниях душа подвергается тщательному анализу.

Важно!Если речь идет о двух лицах, то употреблять местоимение СВОЙ нельзя!

Я попросил сына принести свой паспорт.

г) Указательные местоимения – ЭТОТ, ТОТ, ТАКОЙ, ТАКОВ, СТОЛЬКО.

Мне по ошибке выдали в банке баснословную сумму. Столько мне было не нужно.

д) Вопросительные местоимения – КТО? ЧТО? КАКОЙ? ЧЕЙ? СКОЛЬКО? КОТОРЫЙ? КАКОВ?

Я долго прислушивался к далеким голосам. Кто это? Что им надо?

е) Относительные местоимения –это то же самое, что и вопросительные, только без знака вопроса. Относительные местоимения чаще всего соединяют простые предложения в составе сложного, а также смысловые блоки в составе фразы или текста.

Наречия –это часть речи, которая отвечает на вопросы КАК? КАКИМ ОБРАЗОМ? В КАКОЙ СТЕПЕНИ? ЗАЧЕМ? НАСКОЛЬКО? ПОЧЕМУ? НЕСМОТРЯ НА ЧТО? КОГДА? ГДЕ? КУДА? ОТКУДА? и пр.

Жизнь в лесу для меня весьма привлекательна. Здесь свежий воздух, чистейшая вода, вкусная и натуральная еда, умиротворяющая тишина.

Сравнительная степень.

Сравнительная степень есть только у прилагательного и наречия.

Степень прилагательного.

степень

простая

составная

сравнительная

-е, -ее

Высокий – выше, повыше

Горький – горше

Длинный – длиннее, подлиннее

СУППЛЕТИВИЗМ

Хороший – лучше

Плохой - хуже

Более, менее

Более высокий

Менее горький

Более высокий

превосходная

-айш-, -ейш-

Высокий – высочайший

Длинный – длиннейший

СУППЛЕТИВИЗМ

Хороший- лучший

Плохой - худший

САМЫЙ, НАИБОЛЕЕ, НАИМЕНЕЕ

Самый высокий

Наименее длинный

Ср.ст. + всех, всего

Выше всего

Длиннее всех

Наречие

степень

простая

составная

сравнительная

-е, -ее

Высоко – выше, повыше

Горько – горше

Далеко – дальше, подальше

СУППЛЕТИВИЗМ

Хорошо – лучше

Плохо - хуже

Более, менее

Более высоко

Менее горько

Более далеко

превосходная

нет

Ср.ст. + всех, всего

Выше всего

Дальше всех

Внимание! Смешивать степени нельзя!

Более дешевле – это ошибка. Нужно просто дешевле или более дешёвый

Ты моя самая лучшайшая подружка.

Как средство связи активно используется при сравнении.

После 2014 курс рубля упал. Более дешёвый рубль выгоден для производства и экспорта.

Частицы:

  • Указательные – ВОТ, ВОН.
  • Уточняющие – ИМЕННО, КАК РАЗ, ТОЧНО, РОВНО
  • Ограничительные – ЛИШЬ, ТОЛЬКО, ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО, ЕДИНСТВЕННО, ТОЛЬКО ЛИШЬ, ПОЧТИ, РАЗВЕ ЛИШЬ
  • Усилительные – ДАЖЕ, ВЕДЬ, ВСЁ-ТАКИ, ВСЁ ЖЕ
  • Утвердительные – ДА, ТАК, АГА
  • Вопросительные – ЛИ, РАЗВЕ, НЕУЖЕЛИ, ДА, ДА НУ
  • Отрицательные- НЕ, НЕТ, НИ
  • Сомнительные – ВРЯД ЛИ, ЕДВА ЛИ
  • Восклицательные – ЧТО ЗА, КАК

Частицы для образования формы:

ДА, ДАВАЙ, ПУСТЬ, ПУСКАЙ – это частицы для образования повелительного наклонения.

БЫ, Б – это частицы для условного наклонения.

БОЛЕЕ, МЕНЕЕ – это частицы для образования сравнительной степени

Вводные слова

ЕГЭ по русскому языку: вопросы № 2 и № 23, фото

Похожие статьи

Изменения ОГЭ 2018

Следующий 2018 год ознаменуется тем, что уже в 10-й раз в Российской Федерации девятиклассники в обязательном порядке пойдут сдавать ГИА ОГЭ. Известно, что эксперименты…