Химия — очень интересный предмет. Но, почему-то многие школьники от него не в восторге. Найти ученика, который по-настоящему любит химию трудно.
Извержение вулкана, создание не лопающихся супер-пузырей, выращивание кораллов — удивительные опыты, способные сильно впечатлить детей любого возраста. Почему тогда такое отношение к предмету? Давайте разберемся.
Первое впечатление — самое сильное
Хорошо, если первый урок химии вызовет у ребенка неподдельное изумление, восторг. Важно, чтобы у него сложилось впечатление, что химия — это круто, интересно, перспективно.
По сути, все что нас окружает, связано с химией — приготовление еды, материалы из которых сделаны предметы, краски, цветы и т.п.
Нужно зажечь ребенка, вызвать интерес к предмету. Искрой могут стать самые простые эксперименты. Например, погасить огонь можно, закрыв его сверху банкой. Пена возникает, если в уксус добавить воды. И, наоборот, если знакомство с предметом начинается с нудной теории, то интерес может никогда не возникнуть.
Мало экспериментов
Согласно школьным опросам, в школах очень мало уделяют внимание практическому экспериментированию. А иногда, можно услышать, что экспериментов вообще никогда не было.
Без умения проводить опыты очень трудно сдать ЕГЭ по химии. Там часто встречаются задания, которые можно выполнить только при помощи опытов.
Почему так происходит в школе?
Причин несколько: нет денег на закупку реагентов, не хватает времени, желания. Многое зависит от учителя химии. Если он добросовестно выполняет свою работу, старается преподнести каждый материал наглядно, интересно, то дети загораются.
Треугольник Джонстона — основа изучения предмета
Алекс Джонстон — известный педагог из Шотландии. Он предложил модель изучения вещества. По его мнению, существует три аспекта обучения, связанных между собой:
- Макроскопический — как выглядит вещество.
- Микроскопический — как устроено вещество.
- Символьный — как обозначается, формулы.
Для качественного усвоения материала все эти три аспекта должны присутствовать в процессе обучения. Если исключить какой один аспект, то материал не усвоится.
Дети должны понять, что формулы — это не весь предмет, а только его часть. На практике, бывает наоборот.
В школах учителя часто даже не знают о треугольнике Джонстона или просто игнорируют его.
Поэтому дети часто ассоциируют химию только с одним аспектом — с множеством формул. Если предмет начинают изучать в 7 классе, то сначала рассматриваются базовые понятия. Но, если в 8, как и происходит в большинстве школ, то изучение предмета происходит без углубленного погружения в химию. Сразу изучаются кислоты, соли, неорганические соединения, оксиды. Ученики теряются, не могут понять материал и им, в конце концов, становится скучно и неинтересно.
Второй аспект треугольника Джонстона — наблюдения, опыты. К сожалению, далеко не все учителя занимаются экспериментированием. Что же делать? Если в школе опыты не проводят, то можно это делать дома или записаться в химический кружок.
Если ребенок действительно интересуется химией, и она ему будет нужна для поступления в ВУЗ, то оборудуйте дома небольшую лабораторию. Во время экспериментирования важно, соблюдать правила безопасности, а именно:
- Проводить опыты лучше всего на металлической поверхности или на кафельной плитке.
- В комнате должна быть качественная вытяжка или окно для проветривания.
- Во время проведения опытов рядом должна стоять емкость с водой, чтобы можно было потушить огонь в случае возгорания.
- Используйте специальную экипировку — перчатки, халат, очки с прозрачными линзами.
- Нельзя экспериментировать с кислотами или другими опасными веществами.
- Рядом должны быть взрослые.
Третий аспект треугольника Джонстона — молекулярный. Исследование строения вещества проводят при помощи специального оборудования. Получить к нему доступ достаточно сложно. Но, есть решение — специальные компьютерные программы и приложения. Мир молекул можно изучать на специальных курсах с помощью цифровых или VR- технологий.
“Зачем мне химия?” - вопрос, на который ученик должен получить ответ
Чтобы хорошо учиться, школьник должен понимать, зачем ему нужен этот предмет, как он пригодиться в жизни. Важно объяснить ученику, что изучение химии позволяет знакомиться с законами природы, дает представление о том, как происходят природные явления, работают машины и высокотехнологичные устройства. Химия, вместе с математикой, физикой и другими науками позволяет развить логику, интеллект, пространственное мышление. Во время изучения химии в мозге происходят активация префронтальной коры, которая координирует действия и мысли.
Если ученик знает химию, он сможет освоить большое количество современных, очень перспективных профессий. Сможет работать в сфере медицины, науки, нефтедобывающей отрасли, заниматься изучением нанотехнологий.
Химия — увлекательная наука. Если сможете заинтересовать ребенка и создать условия для изучения, то все будет хорошо.