Вернуться на главную

ЕГЭ по русскому языку: задание № 6

ЕГЭ по русскому языку: задание № 6, фото

Задание 6 КИМ ЕГЭ по русскому языку нацелено на проверку знаний выпускника по всему курсу морфологии. Морфология, т.е. учение о форме слова, начинает изучаться ребятами ещё в начальной школе, а более подробно – с 5 по 7. А в 10-11 классах правила морфологии ещё углубляются. Этим объясняется большой объём материалов по данному заданию.

У каждой части речи своя морфология, свои правила образования слов, свои правила словоизменения и пр. Уместить их все в ознакомительной статье невозможно, поэтому мы решили объяснить те, правила, которые представлены в конкретном задании.

Подробный разбор задания также можно посмотреть на видео.

Пример

6. В одном из ниже выделенных слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибкуи запишите слово правильно.
ВОСЕМЬЮДЕСЯТЬЮ рублями
крапива ЖЖЁТСЯ
я горюю по ВАМ
талантливые ЛЕКТОРЫ
пошел наперекор ЕЙ
Ответ:____________________

Вспомогательный материал

Разберемся с предложенными вариантами и определим правила, которые нам будут необходимы:

  1. «ВОСЕМЬЮДЕСЯТЬЮ рублями» – тут нам понадобятся правила на склонение числительных;
  2. «крапива ЖЖЁТСЯ» – в этом варианте необходимы знания в употреблении возвратных глаголов;
  3. «я горюю по ВАМ» – комплекс правил, который затрагивает сочетания глаголов с предлогом ПО, значение предлога по, и сочетаемость предлога ПО с метоимениями;
  4. «талантливые ЛЕКТОРЫ» – этот вариант проверяет знание образования множественного числа имён существительных
  5. «пошёл наперекор ЕЙ» – нужно знать склонение личных местоимений с предлогом.

Как видите, правил достаточно много, хотя было дано всего 5 вариантов ответа. При выполнении задания необходимо не только указать неверный вариант, но и исправить ошибку, авот вет записать слово правильно.

Склонение числительных

Количественное числительное «ВОСЕМЬДЕСЯТ» по морфемному составу относится к сложным. Особенность сложных количественных числительных в том, что первая основа сохраняет окончание. По сути, это значит, что два числительных пишутся слитно, но при склонении обе части изменяются.

И.п. восемьдесят
Р.п. восьмидесяти
Д.п. восьмидесяти
В.п. восемьдесят
Т.п. восЕмьюдесятью
восЬмьюдесятью
П.п. о восьмидесяти

Обратите внимание на творительный падеж числительного восемьдесят. Имеются два правильных варианта написания с Е и с Ь, так что наш вариант правильный, поэтому он не будет верным ответом.

Возвратные глаголы

Возвратные глаголы имеют на конце суффикс –СЯ, иногда его называют постфиксом, так как он стоит после окончания глагола.

У возвратных глаголов в школьной грамматике традиционно выделяют три значения:

  1. «действие направленно на самого исполнителя», т.е. СЯ = «сам себя». Вот так можно – «Сережа моется в душе» = «Сережа моет себя в душе»
    Нельзя! «пока огурцы моются в холодной воде, мы порежем лук». Огурцы не могут сами себя мыть.
  2. « обоюдное действие», т.е. действие совершается двумя деятелями по отношению друг другу, например: здороваться, целоваться, обниматься и пр.
    «Войдя в класс, мы поздоровались с учителем». Т.е. было совершено обоюдное действие.
    Нельзя! «Я извиняюсь, можно войти». Ошибка: проситель сам себя извинил.
  3. «постоянный признак кого-то или чего-то», т.е. к глаголу миожно задать логичный вопрос КАКОЙ: У вас какая собака? У нас собака кусается. Или крапива жжётся и т.п.

В нашем варианте возвратный глагол имеет значение постоянного признака, поэтому такое употребление считается верным.

Комплекс правил с предлогом ПО

Предлог ПО вообще заслуживает отдельной недели изучения, потому что у него масса значений и с различными частями речи он ведёт себя по-разному.

Итак: «я горюю по ВАМ».

В этом примереважно всё: глагол направленного чувства, предлог ПОсо значением направленния, а также личное местоимение в косвенном падеже.

Глаголы направленного чувства:

Тосковать

Горевать

Скучать + по (сочетаются с предлогом ПО, а не О)

Плакать

Страдать

Вздыхать

Глагол направленного чувства с предлогом ПО с личным местоимением в ПРЕДЛОЖНОМ ПАДЕЖЕ.

Вопрос будем задавать аналогичный – ПО КОМ?

Я горюю по (ком?) ВАС

Этот вариант и будет правильным.

Существительные во мн.ч.

ЗАПОМНИТЬ формы МН. числа ИМ. падежа МУЖ. рода.

ЕГЭ по русскому языку: задание № 6, фото

ЗАПОМНИТЬ падежные окончания сущ.МУЖ. род 2 скл в ИМ.п.МН.ч.–Ы (-И) // -А (-Я)

ЕГЭ по русскому языку: задание № 6, фото

Склонение личных местоимений с предлогом

К личным мест. 3-го лица в косвенных падежах после предлогов обычно прибавляется Н: зашёл к нему, возле него, вокруг них,

Но: подобно ему / ей / им, навстречу им, благодаря им (это наречные предлоги + Дат.падеж).

Согласно «Краткому словарю трудностей русского языка» Н. А. Еськовой:

ЕГЭ по русскому языку: задание № 6, фото

Похожие статьи

Как сдать внутренний экзамен на 100 баллов

Несколько лет назад всё было намного проще – окончив школу, абитуриенты подавали документы в облюбованные ими ВУЗы и сдавали вступительные экзамены на общих основаниях.…

Кредит на обучение в деталях

Современный ритм жизни сложно представить без качественного образования. И с дипломом престижного ВУЗа будущее видится намного радужнее. Попасть на бюджет получается…