В 2025 году Федеральный институт педагогических измерений сохранил основное содержание и структуру ЕГЭ по большинству учебных дисциплин. Самые заметные изменения коснулись контрольно-измерительных материалов по русскому языку и литературе. В статье разберём, какие именно нововведения были внедрены, когда будут проводиться досрочные и основные экзамены, и какие особенности пересдачи итоговой аттестации в этом году.
Изменения по учебным дисциплинам
Ежегодно программа ЕГЭ корректируется. Эти обновления направлены на улучшение системы оценивания знаний школьников, поэтому в заданиях появляется больше практических задач. От учеников требуется не просто заучивание информации, а её глубокое осмысление и умение убедительно излагать свои мысли.
В 2025 году формат и тематика заданий ЕГЭ по большинству дисциплин не претерпят изменений. Экзаменационные материалы сохранят прежнюю структуру, включая типы вопросов и проверяемые темы. Это касается биологии, географии, истории, математики (базовый и профильный уровни) и обществознания. Так как никаких корректировок не было, то выпускники могут спокойно готовиться по прошлогодним контрольно-измерительным материалам.
Остановимся подробнее на предметах школьной программы, в которых произошли изменения в заданиях экзамена.
Русский язык
Упражнение на определение изобразительно-выразительных средств в КИМ переместилось с 26-й на 22-ю позицию. Теперь оно выполняется без опоры на текст, а в формулировке вопроса отсутствуют подсказки. Для получения 2 баллов учащимся надо продемонстрировать осознанное владение терминологией и чёткое различение языковых средств.
В 2025 году задание 27 претерпело ряд важных изменений.
- Сочинение-рассуждение теперь оценивается по десятикритериальной системе.
- Обновлена сама формулировка, что повлекло за собой пересмотр стандартов оценивания сочинения. Сейчас в условии задания чётко обозначена проблема текста, и экзаменуемый должен её прокомментировать. Аргументируя собственную позицию по отношению к авторской точке зрения, выпускнику нельзя ссылаться на визуальные и популярные медиаформаты, включая комиксы, аниме, фанфики, графические романы и видеоигры.
- Изменения максимального балла по К9 («Соблюдение грамматических норм») и К10 («Соблюдение речевых норм») увеличили его с 2 до 3 пунктов. Нулевая отметка по этим параметрам выставляется при наличии пяти и более ошибок.
- Из числа критериев проверки сочинения исключён показатель К6 «Богатство речи». Методы анализа речевых повторов, которые ранее использовались в К6, сохранены в системе оценивания речевых характеристик текста в К10.
- В инструкции выполнена замена нумерации отдельных критериев. К12 «Фактическая точность речи» теперь получил номер К4. Позиции К11 «Соблюдение этических норм» обновлены на К6.
- Ужесточились требования к минимальному объёму сочинения. Теперь работы, содержащие менее 99 слов, не будут проверяться и автоматически получат нулевую оценку по всем показателям задания 27. Ранее допустимый порог составлял 70 слов.
- Изменения в оценивании увеличили максимальный балл за сочинение на один пункт – с 21 до 22. При этом по русскому языку суммарный первичный балл по итоговой аттестации остался прежним – 50 максимум.
Литература
Изменения в ЕГЭ 2025 по литературе касаются заданий, где нужен развёрнутый ответ.
Учащийся в 5 упражнении для сравнительного анализа получает конкретное литературное произведение, диапазон охватывает период с XVIII до середины XIX века. Участнику единого государственного экзамена предстоит работать с разными типами литературных сопоставлений:
- сравнение фрагментов с древнерусскими текстами или произведениями раннего периода (до середины XIX века);
- анализ относительно современных текстов (вторая половина XIX-XX века).
При этом в зависимости от формулировки задания может требоваться либо выявление схожих элементов, либо контрастных особенностей.
Что ещё изменится
- В упражнениях, требующих развёрнутого ответа (№ 4, 5, 9 и 10), разрешается сделать максимум две ошибки, независимо от их типа – речевые, грамматические или логические (а раньше было три).
- Теперь не ограничен выбор стихотворения по хронологии в задании 10. Но введены чёткие правила: запрещено ссылаться на неопубликованные тексты или произведения с неясным авторством (включая интернет-стихи без подтверждённого источника). Обязательно указываются фамилия, имя поэта и название стихотворения. Работа не засчитывается, если для сравнения выбраны стихи этого же автора.
- Темы 11.1–11.3 могут частично пересекаться по содержанию. При выборе задания на искусствоведческую тему (11.5) в К3 учитываются как литературоведческие, так и специальные термины из области искусства.
- Изменения в нормах к грамотности: по К6 (орфография) и К7 (пунктуация) наибольший балл сохраняется при наличии не более четырёх ошибок.
- В процессе анализа развёрнутых ответов в первой части задания будут рассмотрены все ошибки (речевые, грамматические, логические), связанные с соблюдением языковых норм. Они суммируются и учитываются в итоговой отметке.
- Изменено восьмое задание: теперь можно использовать более разнообразные изобразительно-выразительные средства и литературные техники.
Суммарный наивысший результат, который можно получить за выполнение всех заданий, не изменился и составляет 48 первичных баллов.
Химия
Изменения внесли в упражнение №17. В прежнем формате необходимо было выбирать несколько верных решений. Теперь задание выпускника – найти соответствия между данными в двух столбцах.
Физика
В 2025 году структура ЕГЭ по данной дисциплине не изменилась, но область тем для оценивания знаний была расширена в таких заданиях экзамена:
- №2 – добавлена классическая теория тяготения Ньютона;
- №4 – включена скорость звука;
- №8 – включены задания на закон сохранения энергии при теплообмене;
- №16 – возвращён закон радиоактивного распада;
- №21 – есть задачи по механике;
- №22 – добавлена молекулярно-кинетическая теория и термодинамика;
- №26 – будут попадаться вопросы из «Статики».
Ключевые темы прошлых лет возвращены, а некоторые задачи дополнены новыми элементами. Особое внимание уделяется развитию аналитических навыков. Учащиеся при выполнении заданий должны показать, что они умеют вычленять главное, проводить параллели с изученным материалом, обосновывать логический порядок действий и применять аналогии при решении задач.
Иностранные языки
Изменений в содержании и структуре контрольно-измерительных материалов ЕГЭ в 2025 году нет. В экзаменационной работе обновления в организации грамматических упражнений (№19-24): теперь они могут основываться на едином тексте и также на отдельных языковых примерах.
Формулировки для заданий 38 (письменная часть) и 4 (устная часть) были уточнены. Смягчены требования по оцениванию критерия «Организация высказывания» при выполнении устного упражнения №4.
Китайский язык
Изменений в инструкциях по сравнению с прошлым годом нет, есть только корректировки. По китайскому языку уточнения в 28-м и 3-м заданиях: письменная часть – 28-е («Электронное письмо личного характера»), устная – 3-е (рассказ на заданную тему с объяснением). Для этих пунктов была доработана схема и система проверки ответов.
Во втором задании устного экзамена (по плану рассказать об одной из трёх фотографий) изменены требования к оцениванию результата.
Даты проведения ЕГЭ в 2025 году
В этом году досрочная сдача единого Госэкзамена, организованная для призёров олимпиад, спортсменов соревнований и учащихся, имеющих уважительные причины для отсутствия в основное экзаменационное время, стартовала 21 марта и продолжалась до 11 апреля. Резервные даты, чтобы досрочно была возможность провести ЕГЭ, выделены с 14 по 21 апреля.
Все выпускники смогут сдать ГИА в период с 23 мая по 23 июня. К экзамену в эти сроки допускаются учащиеся, которые получили годовые отметки не ниже «удовлетворительно» и положительный результат итогового сочинения.
Основной период государственной итоговой аттестации в 2025 году начинается 23 мая и продолжается до 11 июня.
Резервные даты для сдачи ГИА – с 16 июня по 20 июня. Для возможности сдать экзамен по всем учебным дисциплинам выделен день 23 июня.
Предусмотрена возможность пересдачи в рамках основного экзаменационного времени для учеников, не преодолевших пороговый минимум.
Особенности пересдачи ЕГЭ в 2025 году
Повторно сдать школьный предмет можно в резервные сроки, которые предусмотрены Министерством образования для двух категорий участников:
- Выпускники, пропустившие единый государственный экзамен по уважительной причине (болезнь, ЧП, семейные обстоятельства и др.). Потребуется документальное подтверждение.
- Учащиеся, не набравшие минимальный балл по русскому языку и/или математике.
Резервные дни назначаются через небольшой срок после основных дат Госэкзамена.
Правила повторной сдачи ЕГЭ:
Ученики, которые были удалены с экзамена за нарушение правил (например, за списывание), не могут пересдать дисциплины по выбору в текущем году. Исключением становится только пересдача обязательных предметов.
Повторно сдавать ГИА могут абитуриенты, не набравшие необходимое для поступления минимальное количество баллов, и учащиеся, пропустившие итоговую аттестацию без веских оснований.
Однократно можно пересдать одну выбранную дисциплину, если не устроил итог ЕГЭ. Для этого специально выделяются даты 3 и 4 июля.
Есть возможность улучшить свои результаты и успеть отправить документы в университеты до окончания приёмной кампании.
Для выпускников, не справившихся с прохождением обязательных дисциплин в основной период аттестации, предусмотрен дополнительный шанс прохождения государственного экзамена в сентябре. Важно учитывать, что сентябрьская пересдача русского и математики поможет в получении аттестата, но для поступления в высшие учебные заведения не подходит — сроки подачи документов уже истекли.
Проведение ЕГЭ в 2025 году – только в очном формате с соблюдением строгого контроля. Госэкзамены начинаются в 10:00 по местному времени. Все участники проходят проверку металлодетекторами. В аудиториях ведется запись на камеры, а за процессом следят наблюдатели. Видеоматериалы впоследствии анализируются экспертной комиссией. Организаторы заранее распределяют места – каждый учащийся занимает отдельную парту. Эти меры значительно повышают прозрачность проведения ЕГЭ и снижают возможности нарушить правила.