В наше время, когда ЕГЭ и ОГЭ играют решающую роль в будущем каждого учащегося, неизбежно возникает вопрос: почему некоторые учителя избегают поддержки своих воспитанников, ставя им неудачные прогнозы и отговаривая от сдачи экзамена по своему предмету? Кажется, будто бы вместо мотивации и поддержки мы сталкиваемся с недоверием. В данной статье мы рассмотрим эту проблему подробнее, выясним причины такого поведения педагогов и обсудим, как это может сказываться на школьниках и их результативности.
Сложность итогового тестирования является одной из распространенных причин, по которой педагоги пугают детей. Они думают, что предупреждение об этом поможет подготовиться к вероятным сложностям и заставит их серьезнее подойти к изучению материала.
Например: «Вы знаете, что экзамен по математике очень сложный, и многие сталкиваются с трудностями. Я не хочу вас пугать, но это требует большого объема знаний и навыков. Если вы не подготовитесь тщательно, получите низкий балл, и это повлияет на вашу возможность поступить в желаемый университет.»
Такой подход может иметь как положительные, так и отрицательные моменты. С одной стороны, предупреждение о сложности может стимулировать к более серьезному изучению предмета, активному задаванию вопросов и поиску дополнительных источников информации. Это даст им подготовиться более эффективно.
Однако с другой, постоянное напоминание создает чувство страха и тревоги. Дети могут начать сомневаться в своих способностях и подходить к процессу с негативным настроем, что сказывается на их результативности. Некоторые могут даже отказаться от сдачи экзамена, избегая проблем и разочарования.
Давление на результат ЕГЭ и ОГЭ
Работники школ могут испытывать его от руководства, коллег или родителей, чтобы продемонстрировать высокие результаты своих подопечных и подтвердить свою компетентность.
Такая тактика основана на предположении, что это будет стимулировать более усердно готовиться и мотивировать ребят достичь высоких показателей. Однако он также может вызвать у них чувство тревоги и стресса.
Такой своего рода «пресс» может привести к нежелательным последствиям, таким как избыточная нагрузка и ухудшение психологического благополучия учащегося. Поэтому, они могут испытывать затруднения в концентрации и запоминании.
Беспокойство именно о своей репутации
Учителя боятся, что неудача их подопечного будет воспринята как неуспех преподавателя и может отрицательно отразиться на их профессиональной репутации.
Учитель боится быть оцененным в негативном ключе. Им может не хватать уверенности в своих способностях, а многие опасаются быть обвиненными в неэффективности своей работы. Поэтому они начинают запугивать школьников, чтобы защитить свою профессиональную честь и снять с себя ответственность за итоги.
Но вместо такого способа, педагоги могут сосредоточиться на развитии позитивной обстановки в классе, создать доверительные отношения со своими подопечными и поддерживать их. Они могут уделять больше времени индивидуальному подходу к каждому, предоставлять дополнительные учебные материалы и объяснять сложные концепции более доступным образом.
Ограниченные ресурсы и временные рамки
В условиях недостаточных финансовых, материальных или человеческих ресурсов, а также ограниченного времени, педагоги могут чувствовать неуверенность в своей способности обеспечить достаточное качество обучения.
Кроме того, сами экзамены, процедура сдачи и тонкости проверки претерпевают изменения год от года. Учителя, основная работа которых состоит в том, чтобы дать всю учебную программу текущего года, не всегда успевают следить за всеми новшествами, сами переживают и нередко транслируют свои страхи на окружающих.
Они испытывают страх не справиться с обеспечением полноценной подготовки учеников. Запугиванием пытаясь сдвинуть ответственность на подопечных, надеясь, что те компенсируют ограничения самостоятельно.
Но, как и в других случаях это может вызвать чувство беспокойства и отчаяния. Более того, это может привести к ухудшению качества обучения, так как учащиеся могут терять мотивацию и интерес к предмету.
Неуверенность в методах обучения
Может быть еще одной причиной. Они могут сомневаться в эффективности своих собственных методов преподавания и не знать, как лучше подготовить школьников. Вместо того чтобы изменить свой подход и разработать новые стратегии, они могут прибегать к запугиванию, чтобы отвлечь внимание от своих собственных недостатков и снять с себя ответственность.
Но некоторым из них и в голову не приходит, что вместо этого, они могут стремиться к своему развитию. Быть готовым адаптировать свои методы в соответствии с потребностями учеников и обеспечить им эффективное обучение.
Послесловие
Важно помнить, что у нас общая цель: создать условия для качественного образования и развития каждого ребенка. А запугивание не является конструктивным или эффективным способом к достижению этой цели.
Мы должны добиваться создания поддерживающей и вдохновляющей образовательной среды, в которой каждый может раскрыть свои возможности. Это требует от нас совместных усилий и изменений в нашем отношении к образованию. Признаем, что каждый человек уникален со своими личными навыками и умениями. Давайте поощрять наших учащихся и помогать им развиваться.
Помните, что успех в жизни не ограничивается только итогами ЕГЭ или ОГЭ. Учебные оценки не определяют полностью наш потенциал. Важно развивать не только знания, но и критическое мышление, творчество и социальные компетенции.