Мы считаем, что итоговое сочинение – это проверка коммуникативных компетенций, которые приобрел школьник на протяжении всех 11 лет учебы.
Как меняются темы?
Количество тем остается постоянным – их всего 5.
Постепенно темы для сочинения становятся удобнее. Если в первый год прослеживался явный ориентир на литературные произведения школьной программы, то уже с 2017 года мы видим полярные формулировки, т.е. на основе противопоставления или конфликта, и эти формулировки становятся в философском и этическом планах общечеловеческими. Это значит, что под эти темы можно уже приводить литературные примеры (и не только) из всего мирового культурного наследия. Во многом создателями итогового сочинения это приветствуется.
Разберем круг тем 2018 года поподробнее.
1. ВЕРНОСТЬ И ИЗМЕНА
Разработчики тем рекомендуют рассматривать эти понятия как противоположные.
Подход к раскрытию темы может быть философским, этическим и психологическим.
Опираться можно на жизненный опыт и литературный материал.
В качестве литературного материала мы можем посоветовать:
-
«Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского. На примере личности Родиона Раскольникова можно показать противопоставление «верность-измена» по отношению к своим внутренним убеждениям.
-
«Анна Каренина» Л. Н. Толстого. В этом произведении как раз показаны примеры противопоставления «верности-измены» в семье.
-
«Тихий Дон» М. А. Шолохова. В этом произведении конфликт «верность-измена» положен в основу жизненных линий практически всех главных героев.
2. РАВНОДУШИЕ И ОТЗЫВЧИВОСТЬ
Составители тем рекомендуют обратиться к
- безразличию к окружающим,
- нежеланию тратить душевные силы на помощь другим,
- искренней готовности помочь ближнему,
- желанию пожертвовать своей жизнью во благо человечества и т.п.
На наш взгляд, данное противопоставление достаточно сложное и субъективное. Чаще всего, у героя нет этого конфликта, однако мы можем порекомендовать:
-
«Идиот» Ф. М. Достоевского. Главный герой и его окружение – идеальный материал для размышления на эту тему.
-
«Муму» И. С. Тургенева. Это идеальный литературный пример на эту тему. Неравнодушный Герасим и чёрствая барыня.
- «Ионыч» А. П. Чехова. Как равнодушие побеждает отзывчивость.
3. ЦЕЛЬ И СРЕДСТВА
При раскрытии этой темы стоит обратить внимание на
- постановку целей,
- выбор средств при достижении намеченных целей.
Вспомнить крылатые выражения и пословицы. Например: «Цель оправдывает средства», «Победителей не судят», «Овчинка выделки не стоит» и т.д.
В качестве литературных примеров мы рекомендуем:
-
«Капитанская дочка» А. С. Пушкина. Здесь два примера – Емельян Пугачев с его калмыцкой сказкой и Швабрин, который заточил Марью Ивановну и морил ее голодом.
-
«Мертвые души» Н. В. Гоголя. Главный герой – Чичиков – добивается своей цели, однако выбор средств для достижения этой цели вызывает множество споров до сих пор.
-
«Господин из Сан-Франциско» И. А. Бунина. Когда цель жизни – деньги, а средство – вся жизнь. Каков результат? Стоит ли вообще так ставить цель и использовать такие средства?
4. СМЕЛОСТЬ И ТРУСОСТЬ
В принципе практически все литературные произведения в той или иной мере показывает этот конфликт практически во всех аспектах. Мы можем порекомендовать:
-
«Горе от ума» А. С. Грибоедова. Чацкий и Молчалин, Чацкий и Фамусовское общество. Смелость граничащая с глупостью или «умная трусость» – на чьей стороне читатель?
-
«Песня про купца Калашникова» М. Ю. Лермонтова. Смелость и трусость при отстаивании правды, семьи и веры.
-
Творчество Анны Ахматовой «Не с теми я, кто бросил землю…», «Мужество», «Мне голос был…» и др.
5. ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО
Это настолько обширная тема, что выбрать литературный материал не составит особого труда. Мы рекомендуем:
- «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова. Печорин и водяное общество.
-
«Кому на Руси жить хорошо?» Н. А. Некрасова. Можно взять любую часть произведения, а особенно главу «Последыш».
-
«На дне» М. Горького. Любой герой, в принципе, подойдет в качестве примера, но лучше если это будет Сатин и Лука.
-
«Собачье сердце» М. А. Булгакова. Всё произведение полностью построено на противопоставлении личности человека и общественного мнения.