Вернуться на главную

ЕГЭ по литературе – «что грядущее нам готовит?»

ЕГЭ по литературе – «что грядущее нам готовит?», фото

С приходом нового министра образования заговорили о реформе ЕГЭ, а особенно анонсировали кардинальные изменения в КИМ ЕГЭ по литературе.

Как мы уже писали, эксперты планировали внести изменения уже в этом году, но было принято решение «отложить все на следующий год».

Некоторые специалисты связывают планируемые изменения с приходом нового министра, однако мы считаем, что это не так. Еще в начале 2016 года в журнале «Педагогические измерения» ФИПИ председатель коллегии составителей КИМ ЕГЭ по литературе д.п.н., проф. С.А. Зинин опубликовал очень интересную статью – «Динамика развития экзаменационной модели ЕГЭ по литературе». Ведущий ученый и педагог в области преподавания литературы сделал небольшой исторический обзор уже вводимых КИМ ЕГЭ по литературе, указал на сильный и слабые его стороны. Сергей Александрович отметил «удивительный протеизм», т.е. стремление к совершенствованию системы заданий экзамена по литературе.

Статья, на наш взгляд, не только очень интересная, но и в то же время демонстрирует нетривиальный прогноз развития КИМ-ов по литературе.

Итак, вариант 1 – консервативный подход. Этот вариант предполагает всё оставить как есть, только углубить и доработать задания. Сам автор отмечает, что такой подход «загонит болезнь внутрь».

Вариант 2 – прагматичный подход. Из КИМ-ов по литературе изымут все тесты, оставят и значительно расширят задания с развернутым ответом и сочинение. Такой подход самый вероятный. В принципе, такого же мнения придерживается и министр образования. ЕГЭ по литературе постепенно превратится в творческий экзамен, в котором каждое задание будет давать возможность проявить свой творческий потенциал.

Вариант 3 – технологически сложной подход. Проводить устный экзамен по литературе с фиксацией речи экзаменуемого на носитель. Такая модель экзамена маловероятна. Во-первых, это сложно технически; во-вторых, сыграет фактор волнения выпускника и его речь будет сбивчива; в-третьих, для ЕГЭ велик фактор «срыва» по какой-либо причине.

Вариант 4 – «шаг вперёд, два назад». Совершить полный возврат в прошлое и снова ввести сочинение, как форму проверки литературных знаний школьников. От себя хотим отметить, что подобное уже сделали, введя «декабрьское сочинение» в качестве допуска к ЕГЭ по литературе.

Вариант 5 – маловероятный подход. Объединить экзамены по русскому языку и литературе.

Из статьи следует, что С. А. Зинин целиком и полностью на стороне второго пути развития заданий в КИМ ЕГЭ по литературе. Стоит отметить, что подобная схема уже действует в ОГЭ по литературе, который сплошь представлен творческими заданиями.

Государственный экзамен не стоит на месте и этот «протеизм» позволяет построить систему экзаменационный заданий по литературе максимально объективно.

Мы, образовательный центр «Мерлин» по подготовке к ЕГЭ и ОГЭ в Москве, следим за последними изменениями в системе экзаменационных заданий.

Похожие статьи

Советы при написании ОГЭ по литературе

Литературу сдают не только будущие филологи, но и люди творческие. Если вы собираетесь через два года поступать в театральный или художественный вуз, то высокие…