Вернуться на главную

Задание 1 КИМ ЕГЭ по русскому языку

Задание 1 КИМ ЕГЭ по русскому языку, фото

Первое задание КИМ ЕГЭ по русскому языку рассчитано на работу с относительно небольшим текстом. Это задание по уровню сложности имеет пометку «Б», что соответствует базовым знаниям учащихся. Если обратиться к «Кодификатору», то можно расшифровать и компетенции школьников, на которые ориентируется экзамен – это «Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров», а также ряда умений при осуществлении речевой деятельности (чтении):

  • В зависимости от коммуникативной задачи применять различные виды чтения;
  • Уметь извлекать информацию из различных источников;
  • Перерабатывать текст под определенные нужды.

Соответственно суть задания заключается в том, чтобы выделить в микротексте, который состоит из 3-ёх предложений, главную информацию. После этого из предложенных вариантов нужно выбрать 2, которые соответствуют найденной ранее главной информации.

В принципе, на первый взгляд, задание несложное. Как отмечает составитель методических рекомендаций для учителей И.П. Цыбулько в 2016 г., в среднем на выполнение первого задания у экзаменуемого уходит 8 минут, а процент правильных ответов 91.7. Однако эксперт разочарованно отмечает, что даже ребята с «хорошим уровнем» подготовки по русскому языку при выполнении 1-ого задания действуют, опираясь больше на языковое чутье: «…не всегда представляет себе критерии выделения главной и второстепенной информации текста. Именно поэтому сокращения, которые они производят в исходном тексте, часто имеют случайный, субъективный характер». От себя хотим добавить, что порой ребята больше оперируют таким принципом: «Подходит по смыслу, или нет?». А как известно, смысл текста и главная информация – это не одно и то же.

Как же работать с первым заданием? Что нужно знать? Какие практические умения понадобятся? Как подготовиться?

Сделаем общие замечания по выполнению данного задания.

Работа с информацией текста является очень сложной. Есть даже целое направление в науке, которое так и называется «Теория информации». На наш взгляд, очень хорошо подойдёт в данном задании применять членение предложений на тему и рему или «данное» и «новое», однако в школьном курсе русского языка это не изучают. Что делать?

Проведем небольшой обзор того, что нам предлагают.

Вариант 1. И.П. Цыбулько и др. предлагают работать с этим заданием так же, как с изложением, т.е. применять приемы сжатия – исключение, замещение, объединение и пр. В идеале это оправдано, а на практике достаточно сложно. Приемы сжатия эффективно работают тогда, когда человек передает «главное содержание микротемы и текста» (термин из Демонстрационного варианта ОГЭ), но при этом создаёт свой (пусть даже вторичный по отношению к источнику) текст, и ему не нужно сопоставлять его с другими текстами, как это предлагается при выполнении задания 1 ЕГЭ. Отсюда и получаем «случайный и субъективный характер» выбора ответов. Мы думаем, что если задание предполагает точный ответ, то и схема его выполнения должна быть точной и исключать любой субъективизм.

Вариант 2.Широкое распространение получило учебное пособие (!) «Единый государственный экзамен. Русский язык. Комплекс материалов для подготовки учащихся» С.В. Драбкиной и Д.И. Субботина. Авторы пособия оперируют такими понятиями как «логико-смысловой анализ исходного текста», «ключевые слова», «причинно-следственные связи», «смысловой центр» и пр. Данный подход вызывает много вопросов, например: Что такое ключевое слово и как его отличить от «не ключевого»? Всегда ли между предложениями есть причинно-следственные связи или есть какие-то другие? Почему смысловой центр текста – это два последних предложения? И пр.

Вариант 3.Мы решили предложить свой подход к решению данного задания. С одной стороны, мы старались, опираясь на знания основных разделов русского языка, как можно точно выделять главную информацию текста, а с другой стороны, связать работу по подготовке к решению задания 1 с другими заданиями – 2, 23 по средствам связи, а также 7 по синтаксическим нормам. С примерными схемами работы вы можете ознакомиться на конкретных примерах ниже и на видео.

Работу этой схемы также можно оценить на предлагаемом видео.

Примерная схема выполнения задания 1 КИМ ЕГЭ по русскому языку

1. Прочитать текст. В тексте всегда 3 предложения.

(1) Согласно традиционному пониманию Вселенной все тела в ней движутся по строго определенным траекториям и имеют четкую историю. (2) Мы можем определить их точное положение в любой момент времени. (3) … такой подход вполне удовлетворителен для повседневных целей, в 1920-х годах было обнаружено, что эта «классическая» картина не соответствует кажущемуся странным поведению объектов на атомном и субатомном уровнях.

2. Найти в тексте ГЛАВНУЮ ИНФОРМАЦИЮ.

Мы предлагаем искать главную информацию так:

  • Ø Найдите в тексте грамматические основы

Что такое грамматическая основа?

Грамматическая основа – это подлежащее и сказуемое вместе, или «тот, кто действует» и «само действие».

Подлежащее – это деятель, «тот, кто действует». Подлежащее иногда называют субъектом. К подлежащему можно задать только вопросы КТО? ЧТО?

В роли подлежащего может быть:

ЛИЦО – Папа читает газету. Лошадь ест сено.

ПРЕДМЕТ – Двери закрываются. Цена растет.

ПРИЗНАК – Больной выздоравливает. Будущее принадлежит людям.

ДЕЙСТВИЕ – Бег очень полезен. Учиться – это наша задача.

ВРЕМЯ – Светло завтра находится в наших руках.

ЧИСЛО – Пять – моя любимая оценка.

ЗВУКИ – В лесу громко раздается ау.

Подлежащим может быть все что угодно. Самое главное, чтобы это был деятель и к нему можно было задать вопросы КТО? ЧТО?

Сказуемоеэто действие, процесс, состояние.

Простое сказуемое состоит из одного слова.

Папа читает газету. Лошадь ест сено.

Составное сказуемоесостоит из нескольких слов

1. Два действия (глагола) вместе: Папа может читать газету. Папа хочет читать газету. Папа начал читать газету. Папа закончил читать газету. Папа рад читать газету.

2. Два слова глагол плюс состояние или признак.

Моя бабушка была учителем. Бег по утрам стал очень полезен.

Глагол БЫТЬ в настоящем времени ЕСТЬ в русском языке не произносится и не пишется.

Моя бабушка учитель. Бег по утрам полезен.

Грамматическая основа – это «подлежащее + сказуемое», иногда может быть только «подлежащее», а иногда только «сказуемое».

Итак, вот текст, найдем в нем грамматические основы:

(1) Согласно традиционному пониманию Вселенной все тела в ней движутся по строго определенным траекториям и имеют четкую историю. (2) Мы можем определить их точное положение в любой момент времени. (3) … такой подход вполне удовлетворителен для повседневных целей, в 1920-х годах было обнаружено, что эта «классическая» картина не соответствует кажущемуся странным поведению объектов на атомном и субатомном уровнях.

  • Ø Найдите связь грамматических основ между собой

(1) Согласно традиционному пониманию Вселенной все тела в ней движутся по строго определенным траекториям и имеют четкую историю. (2) Мы можем определить их1) точное положение в любой момент времени. (3) … такой2) подход вполне удовлетворителен для повседневных целей, в 1920-х годах было обнаружено, что3) эта4) «классическая» картина не соответствует кажущемуся странным поведению объектов на атомном и субатомном уровнях.

1) местоимение ИХ связывает 1 и 2 предложение. Местоимение ИХ замещает ТЕЛА.

2) слово ТАКОЙ обобщает все сказанное ранее, а сочетание ТАКОЙ ПОДХОД называет предыдущие грамматические основы одним словом.

3) союз ЧТО соединяет последнюю грамматическую основу с предпоследней.

4) слово ЭТА связывает последнюю грамматическую основу с основой «подход удовлетворителен.

  • Ø Запишем теперь все выделенные грамматические основы и связки отдельно от текста.

Тела движутся и имеют историю. Мы можем определить их. Такой подход удовлетворителен. Было обнаружено, что эта картина не соответствует…

Это и есть ГЛАВНАЯ ИНФОРМАЦИЯ текста.

Работа с вариантами ответов

  • Ø Нужно прочитать варианты ответов

1) Все тела во Вселенной движутся согласно строгим физическим законам, которые были открыты в начале ХХ века.

2) В науке сосуществуют две теории, согласно которым мир делится на атомный и субатомный.

3) Каждое тело во Вселенной, особенно в космосе, имеет свою историю, которую можно зафиксировать и описать в любой промежуток времени.

4) Традиционное понимание Вселенной и описание движений тел внутри нее не подходит для описания поведения атомных и субатомных объектов.

5) В современной науке описанием макрообъектов занимается традиционная теория, а микрообъектов – «классическая».

  • Ø Нужно исключить варианты, в которых представлена информация, которой вообще нет в данном тексте

ВАРИАНТЫ

КОММЕНТАРИИ

1) Все тела во Вселенной движутся согласно строгим физическим законам, которые были открыты в начале ХХ века.

В этом варианте присутствует информация, которая противоречит тексту

2) В науке сосуществуют две теории, согласно которым мир делится на атомный и субатомный.

В этом варианте вся информация не соответствует содержанию приведенного текста

3) Каждое тело во Вселенной, особенно в космосе, имеет свою историю, которую можно зафиксировать и описать в любой промежуток времени.

Информация в этом варианте соответствует изложенному в тексте.

4) Традиционное понимание Вселенной и описание движений тел внутри нее не подходит для описания поведения атомных и субатомных объектов.

Информация в этом варианте соответствует изложенному в тексте.

5) В современной науке описанием макрообъектов занимается традиционная теория, а микрообъектов – «классическая».

Информация в этом варианте не соответствует приведенной в тексте

Как видим, ответы 3 и 4.

Какие еще можно исключить варианты?

  • Ø Варианты с информацией, которой вообще нет в тексте;
  • Ø Варианты, которые полностью повторяют одно из предложений текста;
  • Ø Варианты, которые частично, не полностью передают ГЛАВНУЮ ИНФОРМАЦИЮ текста

Желаем успехов!

Похожие статьи

Как сдать внутренний экзамен на 100 баллов

Несколько лет назад всё было намного проще – окончив школу, абитуриенты подавали документы в облюбованные ими ВУЗы и сдавали вступительные экзамены на общих основаниях.…